Double tall skinny decaf latte, please

Apr 18, 2010 19:05



долгое время я изучал то, как устроен ИТ бизнес, а именно тот, который зарабатывает миллиарды. так я познакомился с Microsoft, побывал у них даже на собеседовании, изучил биографии их создателей, также я познакомился с ABBYY Software, в итоге проработав там 3 месяца и уйдя поняв что не мое и другие компании. Изучал я их с одной целью, чтобы наложить принципы их бизнеса и личные принципы их руководителей (Гейтс и Балмер в США, в России тогдашняя команда Дергуновой, Давид Ян в РФ и команда амбициозного OEM-департамента ABBYY во главе с Юрием Корюкиным и Олей Толстуновой) на свой будущий бизнес с мировым именем.
Однако с недавних пор, начав разбираться чем-то более приземленном, но "быстроотбивающимся" бизнесе - HoReCa. Так, как эталон, на глаза попался великий Sturbucks. Я начал посещать чаще эти заведения, сравнивал с конкурентами (Coffee Bean, Costa Coffee) и искал фишки. По сути название книги CEO Starbacks Говарда Шульца - "Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks" говорит о всей их философии. Кич-маркетинг, позиционирование, собрание лучших традиций мастеров (в случае со Starbacks, Шульц вбирал лучшее, что есть в очаровательных итальянских кофейнях), направленный на изменение взглядов в якобы понятных и банальных вещах у огромных масс людей.
Да... Теперь мы каждое утро вливаем в этот эстетичный бумажный стаканчик свое сердце, г-н Шульц. Вы гений. Оборот сети в 2007 г. составил $9,41 млрд. В России уже 25 кофеен. Подробнее о бизнесе Шульц описал в этой же книге.
Далее я взглянул на руководителя кофейного монстра, объединяющего 15700 кофеен по всему миру с точки зрения предпринимателя. И опять нашел подтверждение непреложных законов бизнеса, которые даже секретами не назовешь: увлеченность, несогласие, протест обстоятельствам, упорство, вера, гиперработоспособность и т.д.
В 1982 Шульц устроился на работу в копанию Starbucks (Сиэтл), которая в то время продавала только кофейные зерна. Вдохновленный атмосферой итальянских эспрессо-баров, он решил донести итальянскую философию наслаждения кофе в США. Будучи уволенным из Старбакс за свои амбициозные идеи, Шульц решил создать собственную компанию. Так в 1985 году появилась Il Giornale (по-русски Иль Джиорнале). Через два года руководство Старбакс решило сменить место работы и перейти в Peet’s Coffee & Tea, более соответствующую мировоззрению создателей Stabucks. Старбакс была продана Горварду Шульцу и Il Giornale.
Шульц переименовал Il Giornale в Starbucks и путем агрессивной экспансии расширил сеть кофеен под этой маркой на всей территории Соединенных Штатов. Можно сказать, что именно Starbucks во Главе с Шульцем популяризовали в Америке напитки на основе эспрессо: Cafe Latte, Frappucchino, и т. д.

Помнится Ричард Брэнсон, создатель Virgin, писал в своей книге "К черту все. Берись и делай", что жевать сопли нет смысла, хочешь создать компанию иди учись в подобной компании, впитывай знания как губка, хочешь построить аэропорт, устройся хоть уборщиком, но будь ближе к делу. Дальше вопрос амбиций. Если они есть, то бросай все и делай, учит нас английский миллиардер.
Шульц был увлечен делом и хотел строить великую корпорацию, друзья-коллеги в раннем Starbucks (это как McDonald's до Рэя Крока) сдерживали его натиск. Видимо посчитали амбиции нездоровыми. Олег Тиньков здорово заметил по поводу амбиций: не бывает плохих или хороших амбиций, они либо есть либо их нет. Шульц понял что кофе без людей не бывает и сделал все
по-своему:
Он предложил потребителям демократичную кофейню, работающую на принципе самообслуживания. Но в ней предлагалось не просто “кофе вообще”, а латте, капуччино, эспрессо, мока, макиато и другие его разновидности.

При этом потребителю предлагалась свобода выбора - он мог выбрать тип напитка, размер кружки, тип молока (обычное или обезжиренное) и так далее. Такой подход дал потребителям возможность заказывать вполне индивидуальный напиток, что привело к появлению своеобразного сленга: заказ может звучать весьма витиевато - например, double tall skinny decaf latte.

предпринимательство, бизнес

Previous post Next post
Up