У меня на сайте появилась новая и, на мой взгляд, очень интересная статья: История психологии. Изменения в представлениях о душе в течение донаучного периода развития психологии в рамках философии.
Введение:
Прежде чем приступить к изучению вопроса по истории психологии, хотелось бы отметить, что: история психологии - это особая отрасль
(
Read more... )
Для начала я тебе дам ссылку на первую статью цикла: Понятие души в психологии
Там раскрыты и уточнены некоторые вопросы, как-то начало употребления термина "психология" Вольфом.
Теперь по пунктам:
1) Психология бессознательного - это теория выдвинутая Фрейдом (кстати принятая на вооружение не всеми специалистами и учеными от психологии - некоторые до сих пор спорят о правильности такого деления сознания на уровни), а "сознание" - общий термин для того, что изучает психология, синоним психики, обычно употребляемый в том же смысле. Именно сознание начинают делить на разные уровни: бессознательное, подсознательное, сознательное.
Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.
2) Вольф дал лишь название направлению, которое именно до середины XIX века было просто частью философии. В первой статье все уточнено. Собственно, я вообще не понял - в чем здесь путаница?
3) Никто и не сводит психологию только лишь к этим видам. Ты же не забывай, что статья о истории психологии, а не словарь психологических терминов.
Особая психологическая причинность, если очень грубо - взаимосвязь между работой сознания и эмоциональным, качественным и психическим, а так же физиологическим состоянием личности.
Вообще давать всем терминам развернутые уточнения в контексте статьи нерационально - это дополнительно не один десяток страниц и превращение конкретной темы опять же в психологический словарь. Кому интересно - найдет самостоятельно.
4) Анимизм - одушевление предметов и явлений. Магия подобия, употребляемая в то время - практическая работа с предметами и рисунками, определяющая взаимосвязь одушевленного и живого, программирования будущего путем манипуляций в настоящем.
Опять же - это общее понимание, для поверхностного знакомства. Писать новую "Золотую ветвь" нет никакого желания )) Да и статья не об этом.
5) Спорный вопрос. Вообще мне претит выражение "принято понимать". Кем принято - тот пусть так и понимает, а я сотоварищи оставлю за собой право понимать по другому. )
Что касается Гераклита - ты смешиваешь разные понятия:
способ познания - Таким образом, разные стороны познания у Гераклита - это взаимно связанные гармонирующие противоположности, помогающие проникновению в глубину Логоса.
и закон - После Гераклита ... вошла идея закона, который правит всем сущим, в том числе - безостановочным течением тел и душ, когда "нельзя дважды войти в одну и ту же реку".
6) Не в тему. Начиная смешивать мы получаем не тематическую статью, а мировоззренческую, чего хотелось бы избежать.
7) Слабость в том, что модель была сугубо умозрительной и теоретической, без малейших фактов. Лично я такие теории признаю откровенно слабыми.
8) Так же как с пунктом 6. Но здесь можно уточнить не затрагивая вопросы религий, согласен. Поправим.
Reply
2. Глаза режет, чисто формально. Мелочь, но неприятно, когда получается, что нечто формально было, когда ещё не было.
3. ОК, про историю.
Психологическая причинность -- ИМХО очень кривой термин. Т.е. по сути он означает некую особую причинность. Между тем причинность как категория самая обычная, просто рассматривается не действительноть, а психологическая реальность.
4. Да, статья не об этом. Просто важный нюанс не по теме статьи, добавлю потом редакторским примечением.
5-6. Что гармонирующие противоположности -- это хорошо, но я не уверен, что у него везде речь идёт именно о контрадикторности, как у Гегеля -- собсно, тезис о реке чётко соотносится к контрарности. Очень важно именно потому, что сейчас диалектика прочно ассоционируется с Гегелем, нафиг такое счастье.
Идея закона -- Логоса -- это понятно, но тут надо аналогично чётко отделить Логос Гераклита от христианского изврещения. "Есть законы природы" vs "некто волюнтаристки назначает как оно всё есть".
Без мировоззренческих уточнений -- велика вероятность кривого восприятия читателем. Но не проблема, добавлю сноской от редакции.
7. В психологии по причине невозможности выделить физически элементы модели -- это нормально.
8. Да и в п.6 можно просто добавить пару фраз про понимание Гераклита. Сейчас, увы, если сказать "Логос" и "диалектика" -- у подавляющего большинства ассоциации именно с х-вом и Гегелем, и вообще подозреваю, далеко не все знают, что был такой Гераклит Тёмный...
Reply
Leave a comment