Только гурман не в привычном смысле - лакомка, тонкий знаток и т.п., а в одном из тех значений, что присуще этому французскому слову в английском языке. Обжора!
Посудите сами: больше месяца никакого, даже самого "короткого метра" не смотрел - и вот, за вчерашний вечер и сегодняшний день три фильма. Устроил себе кинопиршество!
А фильмы всё старые советские. Вернее, один из них франко-советский - но не суть. Накопал себе на просмотр, роясь в заметках на сайте кино-театр.ру (и это ещё не весь улов; продолжение, надеюсь последует).
Итак, первый, совместный труд советских и французских кинематографистов - "Леон Гаррос ищет друга". Режиссер - Марчелло Пальеро. Сценарий писали Леонид Зорин, Мишель Курно, Семен Клебанов и Сергей Михалков. На английском языке название - "20 тысяч лье по земле". Трое французских репортёров путешествуют по бескрайнему Советскому Союзу, чтобы найти русского друга старшего из них - Гарроса. Их сопровождает находчивый и обаятельный переводчик Николай Савинов (Юрий Белов). Он на самом деле тоже ищет - невесту своего брата полярного летчика Андрея Савинова (Валентин Зубков) певицу Наташу (Татьяна Самойлова). Фильм был снят в 1960м году, а действие происходит годом раньше. В Москве ещё существует мавзолей Ленина-Сталина. Маршрут наших путешественников проходит через такие города как Сталинград, Сталино, Луганск, Жданов (с визитом на "Азовсталь").
Этот фильм не суперискрометная комедия, не шедевр арт-хауса. Но я смотрел его с необыкновенным чувством - как великолепную художественную открытку, отобразившую свое время как может это сделать только художественная открытка. И при том - без русофобии, без франкофобии, без какой-либо фобии, а, кажется, с любовью к людям всех национальностей и народностей!
А следующей картиной была ""Тобаго" меняет курс" - работа Александра Лейманиса по мотивам одноимённой повести Цирулиса и Имерманиса. Они также участвовали в написании сценария, но первым в творческом трио стоит имя Михаила Блеймана. Может быть, благодаря этому опытному и заслуженному кинематографисту (среди его работ сценарий "Подвига разведчика" - Сталинская премия второй степени) фильм получился лучше литературного первоисточника. О повести, вероятно, напишу в другой рецензии. Сюжет фильма несколько отличается и выглядит более убедительным и логически выстроенным. Не супербоевик, есть слабые моменты, но даже сейчас скучным не показался. Для своего времени - очень недурен. У меня ещё с детства грустное воспоминание: ожидал по телеку "Жаворонок" про подвиг советских танкистов в тылу врага, а показали почему-то "Тобаго" - для дошкольника какие-то непонятные, мутные дела на борту теплохода в море. Запомнил из них два слова - "манго" и "бекон". А сейчас эти морские приключения вызвали и грустное чувство. Эх, далеко от нас уплыла эта оптимистическая трагедия!
И третьим фильмом стал "Один из нас" Геннадия Полоки. Этот шпионский "блокбастер" 1970 года с восторгом смотрел в кинотеатре (кажется, дважды). Уже в этом веке пересмотрел - и с большим скепсисом. И только сейчас понял, что не понял в тот раз ни шиша. Ведь это не боевик, а насмешка над ним - и очень тонкая! Такое кино мог снимать только Полока...
И в завершение - ради прикола - несколько кадров из первой и третьей ленты. Прикола ради - потому что это снимки с экрана телевизора. А из первой и третьей - потому что во время просмотра ""Тобаго" меняет курс" до такой штуки почему-то не снизошёл...