Енисейск - когда-то главный город Восточной Сибири. Даже будущий Красноярский край тогда назывался Енисейской провинцией. Тут надо вспомнить, что в 17-18 веках все крупные торговые пути проходили по рекам. Караваны судов шли по Иртышу, Оби, Кети до Маковского острога. Затем Маковским волоком везли груз по суше до Енисейска. Это был, как бы сейчас сказали, главный грузовой терминал между Западной и Восточной Сибирью.
Но после строительства Сибирского тракта, а затем и Транссибирской железнодорожной магистрали Енисейск остался в стороне. Потеряла свое значение Енисейская ярмарка, захирела торговля, сокращается население. Так что же, только и остается городу постепенно превращаться в провинциальное захолустье? Или есть шанс все изменить?
В 2019 году, к 400-летию города началось его возрождение как туристического центра. Ситуация сложилась уникальная. Из-за того, что из города ушла активная промышленная и торговая деятельность, он как будто замер во времени. Не сносились деревянные здания, не появлялись на их месте стандартные бетонные коробки. Так надо этим воспользоваться! Не сносить, а бережно восстановить то, что обветшало, отремонтировать, что сломалось, и получится уникальный, ни на что не похожий город. Не показушно-реконструированный, а живой и настоящий.
Удалось ли? Поедем, посмотрим!
Енисейск был основан летом 1619 года отрядом казаков под началом сына боярского Петра Албычева и стрелецкого сотника Черкаса Рукина. И тут уже начинается интересное. На памятнике основателям города мы видим трех человек. Есть легенда, что еще за 27 лет до прихода казаков на этом месте поселился инок Тимофей Иванов, который отправился в Сибирь для совершения молитвенного подвига.
Так ли это, или нет, точно не известно. Но там, где предположительно стояла келья инока, и сейчас действует Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Под очарование города попадаешь сразу, едва выйдя на улицу. Другого такого города не найти, кажется, что здесь на каждый второй дом можно смело вешать табличку «памятник архитектуры». Да на многих они и висят.
Тротуары только на центральных улицах, в переулках народ ходит прямо по проезжей части. Но асфальт везде новый, на дорогах ни одной ямки!
Старинные бревенчатые дома кругом, в самом разном состоянии.
Хоть пластиковые окна, а тем более спутниковые тарелки и портят историческую аутентичность, не отказывать же людям в удобстве из-за этого.
Конечно, не все так радостно, встречаются и заброшенные, покосившиеся дома. Тот, что слева, удастся ли вернуть в первоначальный вид или это все уже?
А это амбар. Рядом с теми домами кажется огромным. Сейчас не действует, а в былые времена их тут было много, именно в таких купцы хранили свои товары.
Продолжение следует.