Главный музей Новороссийска, крейсер «Михаил Кутузов»

Sep 24, 2021 02:02


Конечно, поездка в Новороссийск была бы не полной без посещения крейсера-музея.

Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис. Длина 210 метров, водоизмещение 16000 тонн. Экипаж 1130 человек. Последний сохранившийся артиллерийский крейсер, сейчас на смену им пришли корабли с ракетным оружием.

Первая экскурсия в 10 часов, дальше по мере формирования групп.

Начальник экскурсии - не ложится на язык назвать его экскурсоводом, собирает нас на палубе у орудия главного калибра. Ррраскатистым морским голосом начинает рассказ.





Боевой расчет такой установки составлял 63 человека. 21 моряк внутри, по 7 человек на каждый ствол, остальные в подбашенных отделениях. Всего на корабле четыре установки главного калибра.

Дальше - неотъемлемая часть всех российских кораблей, корабельный колокол.

«Детишек и особо пугливых я попрошу отойти подальше и закрыть уши.

Итак, раз...»

«Кто его изнутри потрет и загадает желание, у того оно обязательно сбудется. У того, кто потрет снаружи, желание не сбудется, и тот, кто в 6 утра будет его натирать, будет вас очень нехорошо вспоминать!»

Проходим в носовую часть. Нам предоставляется время свободно погулять по палубе.

На корабле поднят гюйс или крепостной флаг. Когда корабль такого ранга опускает свои якоря у причала, он становится своего рода крепостью. Отсюда и название.



Якорные цепи. Длина каждой цепи 306,5 метров, вес одного звена 32 килограмма.



Швартовые канаты.



Но самое интересное внутри. Посмотрим, каково было нести службу на таком крейсере.



Офицерская кают-компания. У каждого офицера было свое собственное место. Чем выше звание офицера, тем ближе его место к столику командира корабля. Сам командир сюда спускался очень редко, только по приглашению или в дни торжественных мероприятий.



У мичманов тоже была своя кают-компания, на две палубы ниже. Иллюминаторов она уже не имела и была в два раза меньше, чем эта, хотя мичманов было больше.

Еда была у всех одинаковая, как у матросов, так и у офицеров.

Каюта старших офицеров. Ничего лишнего, две койки, стол, стулья, шкафчик и умывальник.



У матросов ни кают, ни кают-компании не было. Они жили в своем кубрике, там же и принимали пищу.



Этот кубрик считается элитным, здесь жило всего 27 человек. На палубу или две палубы ниже матросы жили по 40 и даже 60 человек в одном кубрике.

Камбуз, где готовили еду на тысячу с лишним человек. В том числе была своя пекарня, крейсер никогда не брал хлеб с берега.



Чтобы поесть в матросском кубрике доставали раздвижные столы, клали на них тарелки и с них ели.

Крейсер мог находиться в автономном плавании до 30 суток. На палубу ниже была баня, где можно было помыться, побриться, сделать модную морскую стрижку - сзади налысо, а спереди точно так же, как и сзади.

Была и прачечная, и бытовые комнаты. Ведь офицеры не допускались в кают-компанию одетыми не по форме. А форма - это начищенные туфли, чистые наглаженные брюки, чистая кремовая рубашка.

Такая служба. Все необходимое и ничего лишнего. Современная молодежь привыкла к несколько другим условиям. Но все же после посещения крейсера-музея многие мальчишки уверенно говорят: «Хочу стать моряком!»

путешествия, босиком, #осеньосень, новороссийск

Previous post Next post
Up