22 мая 2013 года в Посольстве Республики Хорватия в Москве состоялся приём для литераторов Москвы и Московской области в честь Дня славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия), а также - презентация новой книги прозы «Песчинки в прибое вечности» русской, хорватской поэтессы и прозаика Наталии Воробьёвой-Хржич.
Ранее в этом блоге уже сообщалось, что недавно Наталия Воробьёва-Хржич опубликовала роман
"Соната в четыре руки". А вот теперь она вновь вернулась к малым формам прозы, написав книгу рассказов "Песчинки в прибое вечности". Именно с жанра рассказа и начинала свой путь в прозе Наталия в конце 1990-х годов.
Мероприятие открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Хорватия в РФ Игорь Показ. Он отметил, что вот уже белее пяти лет стало доброй традицией праздновать День славянской письменности в Посольстве Хорватии. А родилась эта традиция благодаря подвижнической деятельности русской, хорватской поэтессы и прозаика Наталии Воробьёвой-Хржич, которая является послом доброй воли России в Хорватии и Хорватии в России.
Секретарь Союза писателей России, председатель Правления МОО СП России, Заслуженный работник культуры России, поэт Лев Котюков отметил, что Посольство Хорватии в России стало уже родным домом для литераторов. Он отметил, что сборник рассказов «Песчинки в прибое вечности» - это уже третья книга прозы автора, а в её активе есть ещё и восемь книг стихотворений. Он напомнил, что народы бывшего Советского Союза и бывшей Югославии хорошо знают актрису Наталию Воробьёву по фильму «Двенадцать стульев» (1971, режиссёр - Л.Гайдай), в котором она блистательно сыграла роль Эллочки-людоедки, а также по другим полутора десяткам фильмов, в том числе “Джентльмены удачи” (1971), “Последние дни Помпеи” (1972), “Райские яблочки” (1973), “Здравствуй, это я!” (1965) и др. С 1973 года в связи с замужеством Наталия проживает в Хорватии, и именно там открылся её литературный талант, а в последние годы она осуществляет координацию культурных связей между Россией и Хорватией.
Секретарь Союза писателей России, главный редактор газеты «Московский литератор», кандидат филологических наук, Заслуженный работник культуры России и Чеченской Республики, поэт Иван Голубничий остановился на литературоведческих аспектах книги «Песчинки в прибое вечности», жанровых особенностях прозы автора и методологических проблемах современного перевода хорватской литературы на русский язык.
Редактор Военно-художественной студии писателей Минобороны, секретарь правления МОО СП России, Заслуженный работник культуры России, поэт Игорь Витюк отметил, что в нынешней книге Наталия Воробьёва-Хржич впервые проявила себя в качестве новеллиста. Её новеллы автобиографичны, но в то же время - динамичны и, как правило, с неожиданной развязкой, раскрывающей богатый внутренний мир лирической героини. Игорь Витюк прочёл три коротких новеллы из книги, а зрители выразили своё отношение к творчеству писательницы шквалом аплодисментов (нужно отметить, что книга только вышла из печати, а потому большинство присутствующих смогли увидеть книгу лишь на этой презентации).
Член Исполкома МСПС, Генеральный директор Творческого объединения литераторов газовой промышленности, прозаик и сценарист Владлен Дорофеев предложил Наталии Воробьёвой всерьёз подумать об экранизации своих произведений, поскольку они являются хорошей основой для написания сценариев.
Также на мероприятии выступили: Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ Михаил Конаровский (2002-2004 в Афганистане, 2004-2009 в Хорватии, с 2010 - заместитель Генерального секретаря Шанхайской организации сотрудничества), поверенный в делах Республики Хорватия Игорь Преловшек, президент Академии российской словесности Юрий Беляев, члены Правления Московской областной организации Союза писателей России: Эдуард Хандюков, Анатолий Медведев, Валерий Баталеев, Сергей Антипов и Григорий Осипов; известный русский поэт Виктор Пеленягрэ, член Высшего творческого совета МОО СП России Сергей Крюков, Олеся и Мария Должковы - руководители издательства «У Никитских ворот», выпустившего книгу «Песчинки в прибое вечности».
Самым интересным было выступление поэта Анатолия Медведева, который рассказал о том, как 40 лет назад, будучи актёром массовых сцен в фильме «Райские яблочки», он познакомился со звездой советского экрана Наталией Воробьёвой. Эта романтическая история приводится сразу после текста репортажа.
Закончился вечер праздничным ужином, который дал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Хорватия в России Игорь Показ в честь литераторов Москвы и Подмосковья.
Пресс-служба Московской областной организации Союза писателей России,
Фото - Максим Лях.
P.S. Об этом мероприятии газета «Московский литератор» (орган печати Московской городской организации Союза писателей России, главный редактор - Иван Голубничий) № 12/2013 опубликовала статью «
В духе славянского братства», а «Общеписательская литературная газета» (орган печати Международного сообщества писательских союзов, главный редактор - Владимир Фёдоров) № 6/2012 - статью «Приём в посольстве Хорватии».
Анатолий МЕДВЕДЕВ
НЕЗНАКОМКА ИЗ КИНО
Эссе
«Искусства обходят кругом весь мир и
циркулируют, как кровь в наших венах»
(Ф. Вольтер)
В один из осенних дней 2010-го года, когда лето безвозвратно ушло, а до зимы было как до Луны, в Правлении Московской областной организации Союза писателей России я встретил изящную привлекательную женщину, чьё лицо мне показалось очень знакомым. Мой естественный вопрос: «Кто это?» вызвал удивление и недоумение у окружающих, после чего был дан вполне определённый ответ: «Ну, как же так, ты не узнал Наталию Воробьёву?» - исполнительницу Эллочки-людоедки из фильма «Двенадцать стульев» режиссёра Леонида Гайдая. Эта роль стала поистине хрестоматийной и вошла во все энциклопедии о кино. Она, кстати, пишет прекрасные стихи и является членом нашей писательской организации, хотя давно уже живёт в Хорватии. Её фамилия теперь - Воробьёва-Хржич.
Конечно, этот фильм я неоднократно смотрел и помнил Эллочку-людоедку, но в голове настойчиво свербила мысль, что я её знаю значительно дольше. Но откуда? - вспомнить в тот раз так и не удалось.
Погружённый в свои дела я как-то совсем забыл о Наталии и вспомнил о ней только тогда, когда был приглашён на презентацию её новой книги «Избранные произведения».
Сидя в зале и глядя на неё, я опять начал думать, почему она мне кажется знакомой, откуда я мог её знать раньше?
- Танюш! Мне кажется, что я раньше где-то видел Наташу, - сказал я сво-ей жене, которая сидела рядом.
- Что же в этом удивительного, если она киноактриса? - ответила она. - Актёров мы видим довольно часто: по телевизору, в кино. Отсюда и возникают различные «дежа вю», что ты раньше этого человека где-то видел.
- Нет, я точно знаю, что раньше с ней встречался, но где, - не могу вспомнить.
- И у тебя тоже «дежа вю», - спокойно сказала жена.
Чтобы как-то найти ответ на свой вопрос, я прочитал все её стихотворения от корки до корки, прослушал песни, которые она записала в содружестве с музыкантом и исполнителем Николаем Шершнем, но так и не нашёл интересующего меня ответа.
Однажды, когда по телевизору не было никаких интересных передач, я предложил своей жене посмотреть старый фильм «Райские яблочки», недавно купленный на Горбушке, в котором когда-то снимался и я.
Моя жена не видела его никогда, а я смотрел его всего два раза и то очень давно.
Титры пролетели быстро, да я их и не видел, так как именно в этот момент позвонил телефон, и я на несколько секунд отвлёкся от просмотра для разговора.
Вдруг, по ходу развития сюжета, в кадр вошла Она, и я сразу её узнал. Это была Наталия Воробьёва - наша Наташа Воробьёва - ещё более молодая и такая же прекрасная, как и в фильме «Двенадцать стульев». Это заметила даже моя жена.
- О!.. Значит вы оба снимались в этом фильме? Ты мне об этом никогда не говорил, - сказала она.
А что было говорить, если с тех пор прошло почти сорок лет?
По мере того, как шло развитие сюжета, в памяти всплыли те два дня, когда я снимался в фильме «Райские яблочки». Я вспомнил почти всю историю своего участия в съёмках и, конечно же, первую встречу с Наташей Воробьевой.
Итак, было лето тысяча девятьсот семьдесят третьего года. Уже прошло три года, как я вернулся из армии, где служил в составе Группы советских войск в Германии и год как женился. Жизнь текла размеренно, без каких-либо особых потрясений и перемен. Конечно, молодожёнам всегда на первых порах не хватает средств к существованию, и мы с женой были рады, когда подворачивалась та или иная возможность подзаработать. И вот однажды к нам в гости пришли друзья, среди которых была одна девушка, причастная к миру кино. Слово за слово разговор перешёл на новинки кинопроката, и она вдруг задала нам всем вопрос:
- Ребята! А не хотите ли вы посниматься в кино? Кроме того, что это само по себе очень интересно, за это ещё и деньги платят! А если повезёт в массовке, - то можно сняться и в эпизоде. Там платят ещё больше! А ты, Толя, - она обратилась ко мне, - мог бы посниматься в фильмах как каскадёр, учитывая твой опыт мотоспортсмена.
- Это, конечно, здорово, но у меня работа. Я же работаю в Мосэнерго. Свободного времени почти не бывает.
- Ничего страшного. В ближайшие несколько дней съёмки будут вестись вечером. Снимается фильм по рассказам финского писателя Марти Ларни «Райские яблочки», режиссёр - сын знаменитого русского актёра Бориса Васильевича Щукина - Георгий Щукин, главную роль играет Вячеслав Шалевич.
Пожалуй, именно эта фраза всё и решила, а буквально через два дня мы с женой приехали на нашем мотоцикле «Ява» на Мосфильм для участия в вечерних съёмках.
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Когда в первый раз попадаешь на Мосфильм, он производит ошеломляющее впечатление. Это - город в городе.
Для начала нас повели переодеваться и гримироваться. Как оказалось, мы - группа ребят, будем играть погибших во время войны солдат, которые попадают в Рай, а девушки - ангелов.
Стоя в очереди за обмундированием, я всё время высматривал себе одежду получше, так как, в основном, всем давали старые рваные шинели и другую военную форму. Я, как только зашёл на склад, тотчас приметил для себя чистую, почти новую шинель, и надеялся, что она вот-вот достанется мне. Но! Она досталась стоящему передо мной парню. А когда я увидел, что к ней прилагалось, то очень долго смеялся и благодарил Бога, что не она досталась мне. К этой шинели придавались, не поверите, грязные белые кальсоны с завязками! Мне же достался «типовой набор»: гимнастёрка, галифе и шинель.
Потом нас повели получать оружие. В старом оружии я не специалист, но думаю, что это были «трёхлинейки». Инструктором каждому было сказано персонально:
- Твоё оружие в рабочем состоянии. Когда будешь его класть в кучу, клади осторожно, а твоё неисправно, - можешь его бросить с отвращением.
Мне тогда достался боевой экземпляр.
Затем был лёгкий макияж и поход в буфет, так как времени до начала съёмок оставалось навалом.
Вот уж где пришлось себя почувствовать неловко, так это, как ни странно, в буфете, куда мы ввалились в своей одежде. А всё из-за того, что там в это время кушали дамы в костюмах конца XVIII - начала XIX века. Это было что-то! Такой контраст! Но постепенно неловкость прошла, мы прекрасно поели и пошли искать наших женщин.
Как оказалось, они уже ждали нас там, где должны были начаться съёмки. Их раздели и облачили в белые балахоны. По замыслу художника они должны были изображать ангелов в Раю. Надо сказать, что это им удалось.
По дороге на съёмочную площадку мне встретился известный киноактёр Николай Олялин. Он вышел в форме морского офицера из павильона, где в это время снимался эпизод фильма «Океан», а ещё через несколько шагов вышла Она - прекрасная и юная незнакомка!
Она прошла мимо, не глядя на меня. Да, собственно, на кого было смотреть? На солдата в грязной одежде?
Я обернулся и долго-долго смотрел ей вслед, прося Всевышнего, чтобы она тоже обернулась. Но она не обернулась, а буквально растворилась в темноте длинного мосфильмовского коридора.
Как же она была хороша в этот миг! Помню, что мне невольно пришли на ум строки замечательного, как моя незнакомка, стихотворения Александра Сергеевича Пушкина: Я помню чудное мгновенье:/Передо мной явилась ты,/Как мимолётное виденье,/Как гений чистой красоты.
Сегодня, возвращаясь мысленно в тот день, я невольно задумываюсь: не была ли та мимолётная встреча послана мне свыше и не стала ли именно она тем самым счастливым случаем, который в последствии привёл меня в мир высокой поэзии?..
Через какое-то время нас позвали на съёмку.
Эпизод заключался в следующем. Мы, массовка, изображающая убитых во время войны солдат, попадаем в Рай. Входим в райские врата, где нас встречают Святые, и складываем в кучу своё оружие, после чего поднимаемся на некое подобие амфитеатра к ангелам. В это же время сюда входили главные герои фильма - Вячеслав Шалевич и Борис Тенин.
Было сделано много дублей, и съёмка из-за этого закончилась далеко за полночь.
В перерыве ко мне подошёл помощник режиссёра и предложил сниматься дублёром Вячеслава Шалевича (как оказалось, мы с ним в то время были одной комплекции), но я, уже не помню почему, с благодарностью отказался.
О том, сколько мы ходили ночью по коридорам Мосфильма и искали где получить нашу одежду и сдать оружие, надо рассказывать отдельно и в другом месте.
Совершенно отчаявшись найти оружейный склад, мы, чтобы успеть дое-хать до дома и хотя бы чуточку поспать перед трудовым днём, оставили наше оружие охраннику на проходной. Так закончился первый съёмочный день, точнее, ночь. Эмоций и впечатлений было столько, что я до сих пор вспоминаю о тех днях с исключительной теплотой.
На следующей день был звонок от нашей приятельницы с предложением в выходные поехать на съёмку другого эпизода.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
День второй был выходным. С утра ярко светило солнце. Мы с женой сели на мотоцикл и поехали на Мосфильм. На киностудии уже собралась огромная толпа народа. Как оказалось, в этот же день планировались съёмки фильма режиссёра Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».
На предложение поехать сниматься в Шереметьево мы ответили отказом.
Наш эпизод должен был сниматься на улице Горького (ныне Тверская) у здания гостиницы «Интурист» (в настоящее время снесено и на его месте построена другая гостиница).
Как обычно, всю массовку повели переодеваться и гримироваться. Когда мы с женой вошли в костюмерную, нам сказали, что наша одежда и так соответствует духу картины и нам ничего не надо делать. Мы будем сниматься такими, какие есть.
В то время мы с женой, как и другая молодёжь, поддались новой моде и потихоньку хипповали: носили длинные волосы и повязки на голове, синие или зелёные круглые очки от солнца, широкополые шляпы и т.п. Ради этого жена мне даже сшила куртку с бахромой из жёлтого вельвета, в которой я и снимался в этом фильме.
Через какое-то время автобус повёз нас на съёмочную площадку.
«Интурист» был хорошо закамуфлирован под западную гостиницу. Потом туда подъехали В.Шалевич, Б.Тенин и другие артисты.
Снималась сцена прохода В.Шалевича у рекламных плакатов, установлен-ных вдоль ул. Горького перед «Интуристом», его встреча с парой хиппи (в том числе с нами) и бегство в сторону гостиницы.
Вот уж никогда не думал, что съёмка этого коротенького эпизода займёт практически весь день с перерывом на обед.
И если мне и ещё двум ребятам, на которых натыкается В.Шалевич, когда бежит к гостинице, досталось, как говорят, по полной программе (я расскажу позже, в чём была проблема), то нашим девушкам, можно сказать, повезло. Их рассадили под рекламными плакатами на траву и заставили в таком положении сидеть и курить. Для курева им выдавали самые настоящие сигареты «Мальборо». В то время это был высший шик! Учитывая количество дублей и время съёмки, к концу дня дым, как мне казалось, валил у них даже из ушей.
Знаю это точно, потому что моя жена после этого неделю не могла даже смотреть на сигареты.
Теперь о наших проблемах. Дело в том, что когда В.Шалевич собирался бежать в сторону гостиницы, рядом с ним должны были оказаться мы трое, а наш товарищ, стоящий слева от меня, я уж не знаю в силу чего, всё время оказывался у него на пути. Была сделана масса дублей, а он никак не мог в нужное время отойти в сторону. В конце концов, режиссёр Георгий Щукин не выдержал, через мегафон матерно выругал его так, что было слышно на всю улицу Горького и поставил на его место меня. После этой замены всё быстро наладилось, и эпизод был снят. Именно он и вошёл в фильм.
Удивительно то, что снимали целый день, в фильме заняло всего насколько минут.
Потом был отъезд на студию, повторные приглашения сниматься дальше в этом фильме со своим мотоциклом где-то в Прибалтике, но в силу своей занятости на работе, я отказался. Потом были ещё предложения поработать на Мосфильме в качестве каскадёра, но и это всё было нереально.
К сожалению, в фильм вошёл только один этот эпизод.
Ждать выхода фильма на экран пришлось достаточно долго. Друзья знали о нашем участии в съёмках фильма и следили за тем, где он мог появиться в прокате.
И вот долгожданный день настал. Нам позвонил наш товарищ, студент МВТУ им. Баумана, и сказал, что у них будет просмотр фильма «Райские яблочки». И вот мы сидим в зале и ждём. Гаснет свет. Начинается кино. И тут в одном из эпизодов выходит она - та самая прекрасная незнакомка, которую я увидел в коридоре Мосфильма.
Она была удивительно хороша. Чуть позже, на несколько секунд появились спина моей жены и моё лицо. Это произвело сильное впечатление на нас и наших друзей.
В то время титры с исполнителями шли перед фильмом и узнать, кто была та юная и прекрасная актриса, не представилось возможным.
Учитывая, что я в то время был ещё молодожёном, та красивая и недосягаемая девушка из кино достаточно быстро забылась.
Но самое интересное, что когда вышел фильм Леонида Гайдая «Двенадцать стульев», я не смог даже представить себе, что Эллочка-людоедка и та юная красотка из фильма «Райские яблочки», - это одна и та же актриса - Наташа Воробьёва.
А жизнь оказалась мудрее нас. И то, что мы встретились именно сегодня, когда мы оба стали членами Союза писателей России, когда мы оба написали по несколько книг, когда на наши стихи композитор написал песни, наверное, это и есть то Божье Провидение, которое ведёт нас по жизни, зная наперёд, когда это или иное событие должно произойти.
Как правило, у Провидения не бывает сбоев. Читая Наташины произведения, просматривая фильмы, в которых она снималась, у меня родилось стихотворение «Незнакомка из кино», посвящённое ей - замечательной актрисе и поэтессе, в память о нашем совместном участии в съёмках фильма «Райские яблочки».
НЕЗНАКОМКА ИЗ КИНО
Мы вместе снимались когда-то
У Щукина Жоры в кино,
В нём Слава Шалевич солдатом
С Сократом шагал заодно.
А ты, если хочешь, конечно,
Запомни число сорок три,
Те кадры, как жизнь, - скоротечны,
Но ты всё же их посмотри.
Хочу я напомнить, Наташа,
Что вместе мы были тогда,
И память упрямая наша
Вдвоём привела нас сюда.
Минуты и кадры мелькают, -
Мы в них молодые с тобой.
Я, юности воздух вдыхаю,
Твоей наслаждаясь игрой.
Увидишь мальчишку с усами,
С бородкой и в куртке простой,
На хиппи похож волосами,
Но с чистой открытой душой.
Так вот - это я, тот, кто рядом
С тобой в этот вечер стоит,
Глядит обожающим взглядом, -
И сердцем с тобой говорит!
А закончить этот небольшой рассказ о таинственной незнакомке и превратностях человеческой судьбы мне хочется цитатой замечательной французской писательницы Жорж Санд, которая прекрасно раскрывает сущность бытия на примере наших с Наташей Воробьёвой отношений: «Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удаётся срывать и прекрасные цветы».
(Эссе Анатолия Медведева было опубликовано в журнале «Поэзия» № 1/2012)
Другие материалы о Наталии Воробьёвой-Хржич можно прочесть здесь:
- 30 января 2013 года.
«Соната в четыре руки» от Наталии Воробьёвой-Хржич («Эллочки-людоедки»)- 19 января 2013 года.
Анонс презентации новой книги "Соната в четыре руки" актрисы и писателя Наталии Воробьёвой-Хржич- 23 мая 2012 г.
В честь 20-летия установления дипломатических отношений между Россией и Хорватией;
- 20 марта 2012 г.
Интервью с Наталией Воробьёвой («Эллочкой-людоедкой») в газпромовском журнале ;
- 25 мая 2011 г.
Во имя славянского братства. Презентация новой книги поэтессы Наталии Воробьёвой-Хржич;
- 18 ноября 2010 г.
«По ту сторону Победы». Приём литераторов Подмосковья в Посольстве Хорватии.
- 12 декабря 2006 г.
Актрису и поэтессу Наталию Воробьёву-Хржич («Эллочку-людоедку») наградили Золотой Есенинской медалью- 26 мая 2006 г.
Россия и Хорватия в моей жизни стали одной страной. Интервью с Наталией Воробьёвой-Хржич- 17 мая 2006 г.
Книга «Персты прозрения» Наталии Воробьёвой-Хржич представлена в хорватском Посольстве в Москве- 12 января 2006 г.
Возвращение «Эллочки-людоедки». Наталия Воробьёва-Хржич приехала в Москву, где её наградили медалью "70 лет Союзу писателей СССР".