СЕМЬ ВЕРШИН ПИСАТЕЛЯ-ФРОНТОВИКА ЮРИЯ БОНДАРЕВА. Часть 2

Apr 29, 2024 01:42


Эта моя статья была впервые опубликована на сайте газеты "Завтра" (Главный редактор - Александр Проханов) 28 апреля 2024 года, ссылка - https://zavtra.ru/blogs/sem_vershin_pisatelya-frontovika_yuriya_bondareva

СЕМЬ ВЕРШИН ПИСАТЕЛЯ-ФРОНТОВИКА ЮРИЯ БОНДАРЕВА. Часть 2

Первую часть статьи можно прочесть о ссылке: https://igor-vityuk.livejournal.com/442026.html




4. «ОКОПНАЯ ПРАВДА» ЮРИЯ БОНДАРЕВА

В июле 1943 года писатель, военный корреспондент Илья Эренбург писал: «Замечательные книги о войне напишут не соглядатаи, а участники, у которых теперь подчас нет возможности написать письмо родным... Зародыш классического романа уже живёт в голове фронтовика, который теперь думает куда меньше о литературных формах, нежели о характере вражеской обороны». Фронтовик-морпех, друг писателей Константина Симонова и Виктора Некрасова Лазарь Лазарев справедливо заметил:  «Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали её участники - солдаты и офицеры переднего края, “окопники”. Долгие годы у нас не больно жаловали такие книги, а это был большой массив самой высокой пробы литературы, которую уничижительно называли “лейтенантской”, потому что требовалась “генеральская”».

Считается, что «лейтенантская проза» началась в 1957 году, с публикации романа Юрия Бондарева «Батальоны просят огня». Молодой писатель-фронтовик, ученик Константина Паустовского уже был известен, даже считался  лидером писательского поколения. «Все мы вышли из бондаревских «Батальонов...»», - сказал известный писатель Василь Быков от имени писателей-участников войны, младших офицеров.

Но и до выхода «Батальонов» публиковались произведения, которые можно отнести к направлению «окопной правды». Это и повесть Александра Бека «Волоколамское шоссе» (1943, журнал «Знамя»), и дневники Константина Симонова (1945, журнал «Знамя»), и повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946, журнал «Знамя»). Но эти публикации были единичными на фоне официально поддерживаемой плакатной прозы о войне.
Начавшаяся «хрущёвская оттепель» дала возможность для публикации «окопной правды». Тогда были напечатаны произведения писателей-фронтовиков: Юрия Бондарева: «Батальоны просят огня» (1957), «Последние залпы» (1959); Григория Бакланова «Южнее главного удара» (1957), «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), Василя Быкова: «Журавлиный крик» (1961), «Третья ракета» (1962), Константина Воробьёва: «Крик» (1962), «Убиты под Москвой» (1963), Виктора Курочкина: «На войне как на войне» (1965).

Это предопределило появление течения в русской литературе, названного «литературой лейтенантов» или «лейтенантской прозой», или «окопной правдой» (это более корректное название, поскольку не все авторы были младшими офицерами, многие - солдатами и сержантами).
В 1965 году Юрий Бондарев заявил: «Окопная правда для меня, в первую очередь, - это очень высокая достоверность. Окопная правда - это те подробности взаимоотношений солдат и офицеров в их самых откровенных проявлениях, без которых война выглядит лишь огромной картой со стрелками, обозначающими направление ударов, и полукругами, 7 обозначающими оборону. Для меня окопная правда - это подробности характера, ведь есть у писателя время и место рассмотреть солдата от того момента, когда он вытирает ложку соломой в окопе, до того момента, когда он берет высоту и в самый горячий момент боя у него развертывается портянка и хлещет его по ногам. А в героизм входит всё: от мелких деталей (старшина на передовой не подвез кухню) до главнейших проблем (жизнь, смерть, честность, правда). В окопах возникает в необычайных масштабах душевный микромир солдат и офицеров, и этот микромир вбирает в себя все…»

Принципиальное же отличие Юрия Бондарева от других фронтовиков состояло в том, что он нашел язык для того, чтобы описать все, с чем столкнулся на фронте. И это была не глянцевая официозная героика победителей, а то, что назовут «окопной правдой» и «лейтенантской прозой»: отношения между бойцами, их ежедневный быт, привязанности и антипатии, маленькие человеческие подвиги, простительные и непростительные слабости. То, о чем Бондарев написал в повестях «Батальоны просят огня», романах «Горячий снег», «Берег» (все были экранизированы) и других.
Одним из основных направлений художественного поиска Бондарева является анализ духовного мира рядовых участников войны, истоков их мужества, особенностей фронтового братства. Мы видим, как характеры героев постепенно раскрываются, эволюционируют.

Бондарев так определял понятие героизма на войне: «Мне кажется, героизм - это постоянное преодоление в сознании своём сомнений, неуверенности, страха. Представьте себе: мороз, ледяной ветер, один сухарь на двоих, замёрзшая смазка в затворах автоматов; пальцы в заиндевевших рукавицах не сгибаются от холода; злоба на повара, запоздавшего на передовую; отвратительное посасывание под ложечкой при виде входящих в пике “юнкерсов”; гибель товарищей. А через минуту надо идти в бой, навстречу всему враждебному, что хочет убить тебя. В эти мгновения спрессована вся жизнь солдата, эти минуты - быть или не быть, это миг преодоления себя. Это героизм «тихий», вроде скрытый от постороннего взгляда. Героизм в себе. Но он определил победу в минувшей войне».

Ю.В. Бондаревым, уже автором ранних произведений о войне, была сформулирована концепция «тихого героизма», которая также восходила к истокам православно-христианской соборности. Она является противоположностью по отношению к героизму, основанному на собственной гордыне, мечте о славе, личном величии. Как подчеркивал сам писатель, истоки такого героизма связаны с особенностями русского национального характера.
В нынешнем году страна празднует столетие лейтенантской прозы. Почему? Потому что в этом году исполняется 100 лет со дня рождения писателям, участникам Великой Отечественной войны: Юрию Бондареву, Борису Васильеву, Владимиру Богомолову, Василю Быкову, Виктору Астафьеву…

5. ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ НА ФРОНТЕ

Размышляя уже в наши дни о том, почему он остался жив на войне, пройдя с артиллерийским расчётом через сталинградские степи, Курскую дугу, форсирование Днепра, через бои в Карпатах, Польше и Чехословакии, Юрий Бондарев обмолвился: «Видимо, Господь хранил. На фронте бывали моменты, когда действительно просекало в сознании: “Спаси и Сохрани!” Всё меркло вокруг от огня и грохота. Вера - она ведь глубоко в душе»
«Я видел, как неверующие солдаты начинали молиться» (книга «Мгновения, 2008).

«Выжил на войне чудом. Были случаи, когда, что называется, смотрел смерти в глаза. Однажды снаряд прямо-таки ввинтился в бруствер прямо передо мной, но почему-то не взорвался. В голове промелькнуло: "Господи, спаси и сохрани!" И уцелел. А ещё как-то угодил под шрапнель. Мой вещмешок разнесло в клочья, а спину задело только по касательной. Значит, Бог и на этот раз помиловал. Вообще-то, говорить долго о войне я не могу. Тяжко…» - говорил Юрий Васильевич в интервью другу, писателю Александру Арцибашеву.

В интервью писателю Сергею Шаргунову (2019 г., опубликовано 29.03.2020) Юрий Васильевич сказал: «Вера - это тайна. Я крещён, читаю Библию», а его супруга Валентина добавила «Мы отмечаем все церковные праздники».

На войне складывается особое товарищество, братство, возникают сложные взаимосвязи между бойцами, не ограничивающиеся только служебными отношениями. Это почти родственное сплочение, духовное единство. Подчеркнём, что речь здесь идёт именно о соборном целом, о таком единении людей, в котором личность не обособляется, но и не сливается с ним до неразличимости, а пребывает в родственном, питаемом любовью единстве со всеми, в братском служении ближнему, в которых наиболее полно раскрывает себя. Эти отношения, это соборное начало в народе, по мнению писателя, и явились залогом нашей Победы в Великой Отечественной войне. Ю.В. Бондарев был из тех личностей, кто в советские времена фактически с самого начала своего творческого пути открыто заговорил о традиционных духовных ценностях. «Соборное единство» мёртвых и живых было святым сочетанием для Ю. Бондарева. О миллионах погибших писатель, проходивший сам постепенно свое духовное становление, не мог позволить себе писать небрежно, непродуманно, торопливо. Память о своих однополчанах для него была священна.

В 2015 году Юрию Бондареву была присуждена Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, которую вручил ему Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Бондарев комментировал своё награждение: «Рад этой награде. Но главное, конечно, не премия, а Вера. И Церковь, которая собирает народ. Отрадно, заходя в храм, видеть живой интерес людей, чувствовать их желание что-то понять, узнать. Кто-то скажет, это поветрие. Однако, помню, еще в советские годы жил в Москве, на углу Климентовского переулка, а там была, да и сейчас есть церковь. Хорошая церковь, добрая. Она переживала разные времена, но никогда не пустовала. На праздники народ стекался. Мы наблюдали это с женой Валюшей многие годы».

6. «ПРЕДАТЕЛЬСТВО - ЭТО ДУХОВНАЯ СМЕРТЬ»

Творчество Ю.В. Бондарева было высоко оценено государством.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1984 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность и в связи с шестидесятилетием со дня рождения писателю Бондареву Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».


1980-е годы. Депутат Юрий Бондарев.

Он награждён советскими 2 орденами Ленина (в т.ч. 14.03.1984), орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (18.03.1974), «Знак Почёта», российским орденом Дружбы народов (14.03.1994), медалями, в том числе 2 медалями «За отвагу» (14.10.1943, 21.06.1944), а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1977, 1983), Государственной премии РСФСР имени Братьев Васильевых (1975), премии имени Льва Толстого (1993), Международной премии имени Михаила Шолохова (1994).

«Мы научились ненавидеть фальшь, трусость, ложь, ускользающий взгляд подлеца, разговаривающего с вами с приятной улыбкой, равнодушие, от которого один шаг до предательства» - так пишет Юрий Васильевич Бондарев спустя много лет о своем поколении.
В 1988 году, когда ещё не было принято открыто критиковать руководителей государства, выступление Ю. В. Бондарева на XIX Всесоюзной партконференции наделало много шума. Он сравнил перестройку с самолётом, который летит и не знает, где сядет. Для тех времён это было очень дерзко. Тогда же он резко осудил очернение советского прошлого, поиск в нём «грязного белья» и потрясание им, самобичевание и заискивание перед Западом. «Наша свобода - это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, - говорил писатель, - и такая свобода нам не нужна!».


1989-й год. Юрий Бондарев выступает на пленуме Союза писателей СССР. Выборы кандидатов в народные депутаты СССР год.

Именно Юрий Васильевич, будучи депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР 11-го созыва, по-лейтенантски использовал эту высокую трибуну для того, чтобы выразить протест против преступного проекта поворота Северных рек.

Неслучайно главным текстом зрелого Бондарева стал не роман, а манифест «Слово к народу» (23.07.1991), исполненный не индивидуально, а в коллективе (из писателей - Юрий Бондарев, Александр Проханов, Валентин Распутин). Архитектор перестройки Александр Яковлев называл «Слово» документом, идеологически обеспечившим ГКЧП; интеллигенция, тогда почти поголовно либеральная и проельцинская, особенно возненавидела Юрия Бондарева и Александра Проханова.

В 1991 году, после поражения  ГКЧП в офис возглавляемого Бондаревым Союза писателей РСФСР прибыли новоявленные «национальные гвардейцы» с «мандатом», предоставляющим им право разогнать Союз писателей, но бывший лейтенант Бондарев первым встал на знаменитые писательские баррикады, чтобы защитить Союз.

В 1994 году Юрий Бондарев отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме Президенту РФ Б.Н. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

А уже в нынешнем веке, в 2014 году 90-летний Юрий Бондарев поставил первым свою подпись под письмом творческой интеллигенции, приветствующим возвращение Крыма в Россию.

Умер Юрий Бондарев 29 марта 2020 года в Москве и похоронен на на Троекуровском кладбище.

7. «ОКОПНАЯ ПРАВДА» ФРОНТОВИКОВ СВО

Специальная военная операция (СВО) всколыхнула страну, и писатели не могли остаться в стороне. Кто-то ушёл добровольцем на фронт, кто-то с литературными десантами посещает госпитали и воинские части вблизи линии боевого соприкосновения, другие собирают и возят гуманитарную помощь фронтовым воинским частям. И как следствие, уже появилась плеяда писателей, запечатлевших в прозе события последних двух лет. Их произведения нельзя назвать «лейтенантской прозой» (у писателей разный возраст, разные воинские звания или даже отсутствуют таковые), а вот прозой «окопной правды» можно!

Это писатели-фронтовики, непосредственные участники СВО: Алексей Шорохов. «Бранная слава» («Вече» 2024), Дмитрий Артис. «Дневник добровольца» («Яуза, 2024), Захар Прилепин. «Некоторые не попадут в ад» («АСТ», 2019), Захар Прилепин. «Ополченческий романс» («АСТ», 2020), Сборник  «Жизнь за други своя. Истории участников СВО» («Защитники Отечества», 2024), Даниил Туленков. «Шторм Z. У вас нет других нас» («Яуза», 2024).

А также волонтёры, участники литературных десантов, военкоры: Олег Рой. «Неотправленные письма» («Вече», 2023), Олег Рой. «Тени Донбасса. Маленькие истории большой войны» («Вече», 2023), Олег Рой. «Сашка Вагнер. Вера. Отвага. Честь» («Вече», 2024),  Михаил Фёдоров. «Герои СВО. Символы российского мужества» («Вече», 2023), Михаил Фёдоров.  «Воины Новороссии. Подвиги народных героев» («Вече», 2024), Николай Иванов. «Суворовец Воевода. Боец республики» («Вече», 2022), Андрей Лисьев «Не прощаемся. «Лейтенантская проза» СВО» («Яуза», 2023), Олег Борисов. «"Хук" и другие. Повесть переднего края» (Архангельск, 2024), Алла Бегунова «Дорога на Дебальцево» («Вече», 2017), Катерина Полтавченко «В прицеле Азов» («Вече», 2024), Вячеслав Сбитнев. «Последний день отпуска» (Краснодар, 2024), сборник «Возвращение домой. Молодая проза Донбасса» («Вече», 2023) и другие.

Готовятся к изданию книги: Александр Пересвет. «Мститель Донбасса», Александр Пересвет. «Воин империи», Георгий Савицкий. «Танк "Чёрный сепар"», Сборник «Фронтовое причастие. Люди и война», Георгий Савицкий. «Ракета стартует в зенит», Валерий Поволяев. «Путь кочевника»,  рассказы  Дмитрия Филиппова, Алексея Полуботы, Василия Дворцова и др.

Для перечисленных писателей и для новых, которые непременно будут создавать художественную летопись СВО, примером является фронтовая проза Юрия Васильевича Бондарева.

Игорь ВИТЮК,
секретарь Союза писателей России,
полковник запаса, ветеран боевых действий,
заслуженный работник культуры Российской Федерации

Великая Отечественная война, Окопная правда, -ВИТЮК Игорь - рецензии на произведения, Бондарев Юрий, Проза, Армейская служба, Газета_Завтра, Базовые ценности, Шорохов Алексей, Военная литература

Previous post Next post
Up