Привожу полный текст моего выступления на межфракционном заседании в Госдуме на тему «Социальный статус и формы государственной поддержки российских писателей», состоявшегося 12 февраля 2024 года. Подробнее о заседании можно прочесть в этой моей статье: "
В Госдуме обсудили профессию "писатель" и социальный статус писателя".
ИГОРЬ ВИТЮК. ЗАКОН О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПИСАТЕЛЯМ.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. О переводе Департамента поддержки книжной индустрии из Минцифры в Минкультуры
Чтобы принять закон (а вначале - разработать законопроект) «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей» (в разных вариантах названий эта тема обсуждается писателями почти 30 лет), необходима поддержка профильного министерства, курирующего работу писательских союзов. Таким ведомством в настоящее время является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры), в частности - Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии (далее - книжный департамент).
Главными функциями Минцифры в отношении писателей являются господдержка книгоиздания и литературной деятельности (выделение субсидий на социально значимые издания) и организация выставок и премий в области литературы и книгоиздания.
В то же время представлением писателей к государственным наградам и выдачей стипендий писателям (примерно каждому пятидесятому в творческих союзах) занимается Министерство культуры России, хотя курирует работу писательских союзов именно Минцифры.
Процитирую заместителя председателя Комитета по информационной политике Госдумы Андрея Свинцова (именно этот комитет курирует работы Минцифры):
«Такая ситуация исторически сложилась: было Министерство печати, потом печати и массовых коммуникаций. Потом оно трансформировалось в Министерство цифрового развития, перегружено цифрой - в широком смысле слова. Это мобильная связь, интернет, соцсети, программное обеспечение. Там колоссальная нагрузка, огромные деньги. И там, где-то внутри, есть небольшой «книжный» департамент, о котором мы в Комитете ничего не знали (а я уже 7 лет являюсь замруководителя этого Комитета)».
Главным аргументом для перевода книжного департамента из Минцифры в Минкультуры является мощный тезис о том, что кино, театр, опера, песенное искусство, в основе которых лежит литература, находятся в ведении Минкультуры, а сама литература - в ведении Минцифры, где и по задачам, и по располагаемым финансовым ресурсам занимает самое скромное место. Это - аргумент методологического федерального уровня.
Есть ещё один аргумент национального и даже международного масштаба. Его в своём выступлении «
Литература требует перезагрузки» обозначил Андрей Рудалёв - это господствующий монополизм антироссийского, либерально-западного дискурса в художественной литературе, которую активно поддерживало Минцифры.
Я же остановлюсь на третьем аргументе - рассмотрении того, кто же реально помогает писателям и организует литературные процессы на региональном уровне на опыте Московской области, где я сейчас возглавляю творческую мастерскую «Летящее перо» при Московской губернской универсальной библиотеке, а до этого - более десяти лет работал в составе Коллегии Минкульта Московской области. Впрочем, в других регионах России ситуация с поддержкой литературы примерно такая же (со своими региональными отличиями).
Во всех субъектах Федерации именно региональные министерства культуры во взаимодействии с региональными отделениями писательских союзов организуют литературные процессы, выделяют субсидии на издание книг местных авторов, выплачивают писателям гранты или стипендии, организуют конкурсы на соискание региональных литературных премий, организуют литературные фестивали, «дни книги» и другие массовые мероприятия, пополняют библиотечные фонды книгами местных авторов. Операторами этой деятельности выступают либо региональные библиотеки, либо региональные дома литераторов (в ряде республик и областей они существуют в качестве бюджетных учреждений). Аналогично выстроена работа и на уровне муниципальных образований, где ею занимаются управления (отделы) культуры.
То есть, по факту реальное управление литературными процессами на местах и государственная поддержка писательской работы осуществляется региональными и муниципальными органами культуры, а не структурами, отвечающими за цифровое развитие, связь и массовые коммуникации.
Отсюда следует, что и федеральный уровень должен соответствовать реальным управленческим практикам в сфере литературы, а не существующей ситуации.
Четвёртым аргументом в поддержку перевода писателей в Минкультурыявляется то, что Минцифры не проявляет никакого интереса к разработке законопроекта «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей», а Минкультуры готово включиться в совместную работу с депутатами Госдумы и писателями.
Оппоненты перевода писателей в Минкультуры считают, что Минцифры руководит отраслью «книгоиздание и книготорговля». На самом деле в подчинении у Минцифры всего одно ФГУП Издательство «Транспорт». Остальная деятельность направлена на господдержку книгоиздания и литературной деятельности путём распределения субсидий между издательствами, подавшими соответствующие заявки. При этом решения о выдаче субсидии или об отказе принимают экономисты, менеджеры, финансисты, IT-специалисты, но никак не деятели культуры и представители писательских союзов. Это нелогично.
Ещё один упрёк оппонентов: мол, вы бы ещё цирковых клоунов, альтистов, трубачей или народных артистов передали в Минкультуры! Но всё дело в том, что они и так находятся в ведении Минкультуры, поскольку состоят в союзах театральных деятелей, композиторов, кинематографистов и др., деятельность которых курирует Минкульт. Так что и этот довод несостоятелен.
Более того, если в рамках неизбежной реформы Правительства, которая произойдёт после выборов Президента России, разделить Департамент государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры на два департамента и «книжный департамент» в полном составе включить в Минкультуры, то такая реформа не потребует ни дополнительного финансирования, ни больших административных издержек.
Полагаю, что высказанные выше аргументы убедили уважаемую аудиторию в целесообразности перевода «книжного департамента» в состав Минкультуры.
2. Закон «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей»
Итак, после передачи «книжного департамента» из Минцифры в Минкультуры открывается возможность для конструктивной работы над законопроектом «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей».
Сегодня в своём выступлении руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий обозначил, что целями текущего межфракционного заседания являются: обоснование перевода писателей из ведения Минцифры в Минкультуры и обсуждение концептуальных положений будущего законопроекта «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей» (далее - Закон).
Указанный Закон необходим, чтобы определить понятие профессии «писатель», после чего Минтруд внесёт её в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов». Также в Законе должны быть определены порядок формирования трудового стажа писателя, начисления пенсионных баллов и др.
Именно в этом Законе должны быть прописаны правила присвоения статуса профессионального писателя. Особенность в том, что в настоящее время в признанных государством писательских союзах (они стали учредителями Ассоциации Союзов писателей и издателей России: Союз писателей России, Союз российских писателей, Союз писателей Москвы и Союз писателей Санкт-Петербурга) состоит около 20 тысяч литераторов. И совершенно очевидно, что все они не смогут получить статус профессионального писателя, которому государство гарантирует поддержку, в том числе и финансовую.
Поэтому в Законе должен быть прописан (хотя бы в общих чертах) порядок присвоения статуса профессионального писателя.
Также в Законе должны быть указаны базовые меры поддержки писателей, книгоиздания и книгораспространения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (об этом я говорил в первой части своего выступления).
Должен быть определён статус Общественного совета по государственной поддержке писателей (далее - Совет), в функции которого входила бы деятельность по присвоению статуса профессионального писателя, а также определение перечня социально значимой литературы для государственной поддержки издательств, претендующих на субсидии (в настоящее время эти функции возложены на Минцифры России).
В указанный Совет могли бы быть включены сотрудники Минкультуры России, представители четырёх писательских союзов, которые вошли в число учредителей Ассоциации союзов писателей и издателей России, а также видные гуманитарии.
В Законе нужно указать на необходимость создания государственного издательства (далее - Госиздат) художественной литературы (именно - чистого издательства, без полиграфических мощностей, поскольку сейчас на рынке достаточно как коммерческих, так и государственных (региональных) типографий). Задачей Госиздата будет издание социально значимой художественной литературы, которую игнорируют коммерческие издательства, но которая, по мнению Совета, должна быть выпущена в качестве госзаказа массовыми тиражами и распространена по библиотекам страны, подведомственным Минкультуры (их в стране более 40 тысяч), а частично - через книготорговую сеть. При этом выручка от продажи книг через книготорговые предприятия должна аккумулироваться и поступать в Госиздат для выплаты гонораров авторам и для новых книжных проектов.
В законе должен быть определён минимальный авторский гонорар за авторский лист (40 000 знаков с пробелами), привязанный к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) в качестве единицы измерения. Размер гонорара (половина МРОТ или несколько МРОТ) - это предмет обсуждения при подготовке законопроекта (кстати, МРОТ в 2024 г. составляет девятнадцать с небольшим тысяч рублей). Эта сумма должна быть минимальной и обязательной к выплате всеми издательствами, когда издательства приобретают у автора права на издание его текстов. Конечно же, это не касается случаев, когда автор сам платит издательству за выпуск своей книги.
Если сказать коротко, то Закон должен создать условия для получения писателями заработка, трудового стажа и пенсии.
3. О критериях присвоения статуса профессионального писателя
Когда речь заходит о включении профессии «писатель» в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов», возникает вопрос: «А каковы критерии присвоения литератору статуса «профессиональный писатель»?
Мы детально обсуждали этот вопрос с поэтом, прозаиком, литературным критиком Сергеем Арутюновым. Он сегодня не смог присутствовать на нашем заседании, поскольку сейчас прощается со своим учителем, профессором Литинститута Владимиром Смирновым, ушедшим из жизни 8 февраля 2024 г.
Но я записал предложения «О критериях статуса профессионального писателя», которые сформулировал доцент Литинститута имени А.М. Горького, научный сотрудник Издательского Совета Русской Православной Церкви Сергей Сергеевич Арутюнов, и сейчас представлю их.
Итак, в Законе хотя бы в самых общих чертах должен быть прописан порядок присвоения статуса профессионального писателя.
Конечно, если писатель работает на должности «писатель» в юридическом лице или в качестве индивидуального предпринимателя, то он уже по факту является профессиональным писателем. А вот если он нигде не работает, а занимается чистым писательским творчеством, то именно ему нужен статус профессионального писателя, чтобы начислялся трудовой стаж, пенсионные баллы и т.д.
Возникает вопрос: какая структура должна присваивать статус профессионального писателя?
1. Допустим, это писательский союз, в котором состоит писатель? Но нужно учитывать, что писательский союз, приняв в свои ряды этого писателя, уже как бы подтвердил его профессиональный уровень. А у нас в стране государство признало как минимум 4 писательских союза, которые вошли в число учредителей Ассоциации союзов писателей и издателей России, общая численность писателей в которых приближается к 20 тысячам человек. Конечно же, государство вряд ли готово признать всех этих литераторов профессиональными писателями, пользующимися соответствующими социальными гарантиями. Поэтому нужна система отбора и периодического подтверждения статуса профессионального писателя.
2. Такой структурой мог бы стать Общественный совет по государственной поддержке писателей при Минкультуры России (о нём я писал в предыдущем разделе). Одной из его функций являлось бы присвоение и подтверждение статуса профессионального писателя, гарантирующего писателю государственные социальные гарантии: формирование трудового стажа, начисление пенсионных баллов, иных льгот, выдаче рекомендаций для награждения государственными наградами.
3. Документы в Совет подаёт писательский союз, в котором состоит соискатель статуса «профессиональный писатель». При этом соискатель нигде не должен работать на постоянной основе. При положительном решении Совет присваивает статус профессионального писателя сроком на 3 года (или 5 лет).
Наряду с социальными гарантиями писателю выплачивается ежемесячная заработная плата в размере, допустим, двух МРОТ. От писательского статуса можно отказаться, подав заявление, если писатель перешёл на постоянную работу в другую сферу народного хозяйства.
4. Первичная подача данных соискателем о своей работе подразумевает, что писателем уже выпущены книги, произведения и/или тематические статьи опубликованы в «бумажных» печатных органах (Совет определяет перечень таких изданий), организованы публичные мероприятия, тематически связанные со словесностью.
5. Ежегодно писатель представляет в Совет отчёт по установленной форме, в котором должно быть указано:
- сколько выпущено книг (допустим, не менее одной книги в три года);
- определённое количество публикаций художественных текстов (число обсуждается) в литературных изданиях, определённых Советом;
- определённое количество статей (число обсуждается), посвящённых различным гуманитарным вопросам, но лучше всего - связанных непосредственно со словесностью и не новостного или реферативного (компилятивно-перечислительного) характера, а содержащие собственные аналитические размышления и выводы;
- участие в качестве организатора (ведущего, выступающего) не менее чем в стольких-то (число обсуждается) мероприятиях, связанных с гуманитарными вопросами, а лучше всего - непосредственно со словесностью;
- участие в поездках по регионам страны;
- проведение консультаций (мастер-классов, семинаров) с молодыми писателями (число обсуждается) по различным вопросам с глубокой проработкой предоставленных рукописей;
- осуществление редакторской, составительской деятельности.
На основе предоставленных данных Совет присваивает (продлевает) статус профессионального писателя.
6. Совет имеет право поручить профессиональному писателю написать книгу заданной тематики в рамках государственного задания с заключением отдельного договора и выплатой причитающегося гонорара.
7. По достижении официального пенсионного возраста (мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет) писатель перестаёт подавать отчёты в Совет. Ему присваивается пожизненный статус профессионального писателя при условии, что его трудовая деятельность в качестве профессионального писателя составляет не менее 15 лет, что должно подтверждаться соответствующими отчётными документами установленной формы. При этом на пенсии писательская зарплата уже не выплачивается, но доступ к государственному заказу сохраняется.
8. Если избрать иную схему присвоения статуса профессионального писателя, чем в представленном предложении, то есть, формировать писательскую структуру хаотично и при опоре на местничество и близкие родственные и дружеские связи, то процесс немедленно приобретёт коррупционные черты и дискредитирует идею профессионального писательства, а государственные деньги в который раз будут потрачены впустую.
9. Можно попытаться оценить, сколько может быть в стране претендентов на статус независимого профессионального писателя.
- В настоящее время несколько десятков известных писателей, работающих в популярных жанрах (детективы, женские романы, триллеры и др.) имеют статус индивидуального предпринимателя и не нуждаются в статусе профессионального писателя.
- После того, как в Общероссийский классификатор профессий будет включена профессия «писатель», то в сотнях юридических лиц (корпорации, учебные заведения) появится штатная должность «писатель». Те, кто займут эти должности, автоматически становятся профессиональными писателями.
- Из нынешних примерно 20 тыс. членов четырёх признанных государством творческих союзов около 80% литераторов являются пенсионерами. Для них заниматься получением и подтверждением статуса профессионального писателя вряд ли будет интересно, поскольку государственная стипендия им не положена, пенсия не изменится, листки нетрудоспособности по болезни не нужны. Получать статус профессионального писателя имеет смысл лишь для того, чтобы претендовать на получение литературного госзаказа. Но таковых много не наберётся.
Статус профессионального писателя будет желанным для выпускников Литинститута (гуманитарных вузов), которые не нашли работу по душе, а мечтают творить. А также - для тех немногочисленных писателей, которые в силу разных причин нигде не работают (мамы малолетних детей, жёны состоятельных работников и др.). Поэтому можно прогнозировать, что на всю страну, скорее всего, из числа членов четырёх творческих союзов едва ли наберётся полтысячи человек, которые нигде не работают, а готовы всецело посвятить свою жизнь писательству. Расходы на их содержание (ежемесячная зарплата размером в 2 МРОТ) сопоставимы с суммами, выделяемыми в настоящее время Минкультом на стипендии писателям. Но при этом данные профессиональные писатели будут ещё и выполнять госзаказ.
Подобная схема может быть распространена и на региональный уровень.
Вывод: законодателям не нужно вносить изменения в пенсионное законодательство (и др. законы), поскольку у профессионального писателя просто появляется работодатель в лице Минкультуры России (или региона). И одного-единственного закона «О социальном статусе и формах государственной поддержки российских писателей» достаточно для решения накопившихся проблем.
4. О Всероссийском культурном форуме
Ведущий нашего сегодняшнего мероприятия Анатолий Самуилович Салуцкий в своём высказал мнение, что в России пришло время провести Всероссийский культурный форум с рабочим названием «С кем вы, мастера культуры?»
Напомню, что в ноябре 2023 года в Санкт-Петербурге уже в девятый раз прошёл Международный культурный форум, в котором участвовали представители более 70 государств. На Форуме обсуждались самые актуальные мировоззренческие вопросы, а также рождались новые идеи и проекты.
К сожалению, в масштабах Российской Федерации подобное мероприятие отсутствует. Поэтому полностью поддерживаю предложение Анатолия Салуцкого провести Всероссийский культурный форум, в котором бы приняли участие представители всех творческих союзов со всех регионов и обсудили назревшие проблемы, особенно на стыке сфер деятельности. Особая роль была бы отведена литературе как фундаменту при создании произведений для театра, кино, музыкальных произведений… Учитывая непростую ситуацию среди творческих работников в связи с проведением Специальной военной операции, предложенное название первого Всероссийского культурного форума «С кем вы, мастера культуры?» является наилучшим.
12 февраля 2024 г., Москва,
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
Этот текст также опубликовал сайт газеты "День литературы"
https://denliteraturi.ru/article/8015