МОРСКАЯ ДУША ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
(Предисловие Игоря Витюкак к книге Николая Каланова «Море в поэзии Серебряного века», М.: Издательство ИП Каланов Н.А, 2023. - 208 с.)
Почему поэты пишут стихи о море?!.
Потому что оно их волнует!
Заметьте: слово «волнует», вообще-то, происходит от слова «волна». И первый человек, который, вспоминая или глядя на волны моря, произнёс «Я волнуюсь…», был настоящим поэтом! Он свои переживания (наверное, любовные) соотнёс с благодушными или бушующими морскими волнами.
Любопытная деталь: слово «волнуется» уже так соединилось с душевным состоянием людей, что и обыватель, и поэт, когда хочет показать «живую душу» моря, вполне может сказать, что море - это душа человека, оно так же волнуется, так же переживает и тоже способно на шторм… И получается в итоге - такое «возвратное олицетворение», когда свойство моря перенесли на человека, а затем обратно.
Конечно же, всё это - неспроста!
Опытные моряки вам скажут, что человек может находиться в трёх состояниях: быть живым, мёртвым и находящимся в море - то есть между жизнью и смертью (Николай Каланов. Афоризмы и цитаты о море и моряках. - М: Моркнига, 2018).
И именно в состоянии «между жизнью и смертью» у поэта рождаются по-настоящему талантливые строки! Не может поэт не слагать стихи о море! А море бывает спокойным, почти неподвижным, или - покрывается лёгкой рябью, а порою выглядит игривым, манящим белыми барашками! Но море может быть и штормящим, а то и ураганным!!!
…Серебряный век русской поэзии охватывает период конца XIX-начала XX веков, когда Россия, проснувшись от декадентской спячки, прошла через две войны (Японскую и Первую мировую) и три революции (1905-го, Февральскую и Октябрьскую), а затем её накрыло ураганом Гражданской войны.
Так и получилось, что поэты Серебряного века в своих стихах плыли от тихой поэзии благостных лет Имперского величия к штормовым революционным строкам.
Предвестниками, а многие литературоведы считают, что - первыми поэтами Серебряного века, были Фёдор Тютчев и Афанасий Фет.
Созерцательность морского простора, живое волнение, которое передаётся автору, - это взгляд на море классика Фёдора Тютчева:
Как хорошо ты, о море ночное, -
Здесь лучезарно, там сизо-темно...
В лунном сиянии, словно живое,
Ходит, и дышит, и блещет оно...
На бесконечном, на вольном просторе
Блеск и движение, грохот и гром...
Тусклым сияньем облитое море,
Как хорошо ты в безлюдье ночном!
Зыбь ты великая, зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?
Волны несутся, гремя и сверкая,
Чуткие звёзды глядят с высоты.
В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою...
(Предвестник символизма Фёдор Тютчев, «Как хорошо ты, о море ночное»)
Все переживаемые в любви чувства испытывает море и в стихах Афанасия Фета:
Вчера расстались мы с тобой.
Я был растерзан. - Подо мной
Морская бездна бушевала.
Волна кипела за волной
И, с грохотом о берег мой
Разбившись в брызги, убегала.
…
А ныне - как моя душа,
Волна светла, - и, чуть дыша,
Легла у ног скалы отвесной;
И, в лунный свет погружена,
В ней и земля отражена,
И задрожал весь хор небесный.
(Предвестник символизма Афанасий Фет, «Вчера расстались мы с тобой»)
Формально Иван Бунин не относится к символистам, он держался вне групп и течений. Но по хронологии он стал первым поэтом из плеяды Серебряного века, и его поэзия максимально близка символистам:
И вновь морская гладь бледна
Под звёздным благостным сияньем,
И полночь тёплая полна
Очарованием, молчаньем -
Как, Господи, благодарить
Тебя за всё, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звёздным светом.
(Классик Серебряного века Иван Бунин, «И вновь морская гладь бледна»)
Грустная философская лирика человека, будто прикованного к камням на берегу грубого земного мира и не имеющего возможности воссоединиться со стихией любви, вырывается из печальных строк поэтессы Зинаиды Гиппиус:
Смотрю на море жадными очами,
К земле прикованный, на берегу…
Стою над пропастью - над небесами, -
И улететь к лазури не могу.
Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить…
Мне близок Бог - но не могу молиться,
Хочу любви - и не могу любить.
Я к солнцу, к солнцу руки простираю
И вижу полог бледных облаков…
Мне кажется, что истину я знаю -
И только для неё не знаю слов.
(Символист Зинаида Гиппиус, «Бессилье»)
Когда двадцатишестилетний младосимволист Александр Блок в 1906 году слагал упаднические стихи (в том числе о море), кто бы мог подумать, что через десять с небольшим лет (в страшные революционные годы) эти стихи будут выглядеть как кокетство и жеманность избалованного жизнью интеллигента:
В час глухой разлуки с морем,
С тихо ропщущим прибоем,
С отуманенною далью -
Мы одни, с великим горем,
Седины́ свои закроем
Белым саваном - печалью.
Протекут ещё мгновенья,
Канут в тёмные века.
Будут новые виденья,
Будет старая тоска.
И, в печальный саван кроясь,
Предаваясь тайно горю,
Не увидим мы тогда, -
Как горит твой млечный пояс!
Как летит к родному морю
Серебристая звезда!
(Символист Александр Блок, «В час глухой разлуки с морем»)
Полной противоположностью унылым символистам был дерзкий и смелый офицер, поэт-акмеист Николай Гумилёв, ценивший в поэзии материальность образов и точность слова. Поэтому и море у него - это стихия, которую покоряют храбрые моряки:
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий, -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь
(Акмеист Николай Гумилёв, «Капитаны»)
Певец крестьянства Николай Клюев очень тонко чувствовал не только душу землепашца, но и простого рыбака, ведущего тяжёлый промысел, но непременно возвращающегося домой с добычей:
Скалы - мозоли земли,
Волны - ловецкие жилы.
Ваши черны корабли,
Путь до бесславной могилы.
Наш буреломен баркас,
В вымпеле солнце гнездится,
Груз - огнезарый атлас -
Брачному миру рядиться.
…
Ввериться пушечным дулам!
В вымпеле солнце-орёл
Вывело красную стаю;
Мачты почуяли мол,
Снасти - причальную сваю.
Скоро родной материк
Ветром борта поцелует;
Будет ничтожный - велик,
Нищий в венке запирует.
Светлый восстанет певец
Звукам прибоем научен,
И не изранит сердец
Скрип стихотворных уключин.
(Новокрестьянская поэзия, Николай Клюев, «Ловцы»)
Поэты в первое десятилетие двадцатого века, несмотря на царящее благодушие в обществе, стали предчувствовать бурю, и их «дух прозрел»:
Дрожало море вечной дрожью,
Из тьмы пришедший синий вал
Победной пеной потрясал,
Ложась к гранитному подножью,
Звенели звезды, пели сны…
Мой дух прозрел под шум волны!
(Символист Максимилиан Волошин, «Дрожало море вечной дрожью»)
И как говорится, поэты выпросили у Судьбы Русскую революцию, одной из движущих сил которой были матросы. Тот же М. Волошин уже в 1918 году в стихотворении «Матрос» пишет:
Широколиц, скуласт, угрюм,
Голос осиплый, тяжкодум,
В кармане - браунинг и напилок,
Взгляд мутный, злой, как у дворняг,
Фуражка с лентою «Варяг»,
Сдвинутая на затылок.
Татуированный дракон
Под синей форменной рубашкой,
Браслеты, в перстне кабошон,
И красный бант с алмазной пряжкой.
(Символист Максимилиан Волошин, «Матрос»)
Истинные властители моря - матросы, они же - буревестники Великой Октябрьской революции. Говоря о морской и матросской поэзии Владимира Маяковского, невозможно обойти вниманием его стихотворение «Левый марш» (подзаголовок «Матросам»). Сравнение морской стихии с матросским революционным порывом в те годы воспринимались с восторгом и Маяковский, прекрасно понимая настроение матросской массы, бросает в неё свои лозунги-строфы:
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним,
Левой!
Левой!
Левой!
Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
…
(Футурист Владимир Маяковский, «Левый марш»)
И лишь спустя годы и самому Маяковскому, и его вечному сопернику по поэтическому цеху Сергею Есенину стало понятным, какие общественно-политические плоды принесла Великая Октябрьская революция:
Лицом к лицу лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
(Имажинист Сергей Есенин. «Письмо к женщине»)
И хоть большой русский поэт-фронтовик Павел Коган по хронологии не относится к поэтам Серебряного века, но эта антология была бы неполной без его превосходного стихотворения «Бригантина», написанного в 1937-м году и ставшего на все времена гимном моряков-романтиков:
Надоело говорить, и спорить,
И любить усталые глаза…
В флибустьерском дальнем море
Бригантина подымает паруса…
Капитан, обветренный, как скалы,
Вышел в море, не дождавшись нас…
На прощанье подымай бокалы
Золотого терпкого вина.
(Поэт-фронтовик Великой Отечественной войны Павел Коган, «Бригантина»)
Всего в антологию «Море в поэзии Серебряного века» включено 100 поэтов: от классиков русской литературы до малоизвестных стихотворцев. И океан Великой русской поэзии несёт волны этих стихов, без которых мы не можем мыслить уже ни русскую литературу, ни себя. И каждая волна - это бесценная строка…
Действительно, «большое видится на расстоянье». Так, по прошествии более чем ста лет Николай Каланов разгадал морскую душу поэзии Серебряного века, а все неравнодушные к морю читатели могут наслаждаться лучшими стихами о море.
Игорь ВИТЮК,
поэт, Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Секретарь Союза писателей России,
полковник запаса, ветеран боевых действий
____________________________________________________________
Приобрести электронный вариант книги за 199 руб. можно
в интернет-магазине «Литрес» и в других интернет-магазинах
______________________________________________
#РецензииИгоряВитюка #Поэзия #ПоэзияСеребряногоВека #СеребряныйВек