Когда
8 декабря в Шолоховском зале Союза писателей России награждали лауреатов премии «Слово» за 2022 год, все присутствующие бурными аплодисментами встретили известие о присуждении лауреатского звания композитору, певице, музыканту и педагогу Надежде Колесниковой.
Большинство лауреатов, включая Надежду Александровну, были удостоены почётного звания за творческую работу по поддержке специальной военной операции. И объяснять участникам Секретариата ничего не требовалось, ведь почти всё руководство СПР десятью днями раньше присутствовало на её творческом вечере «Русского духа свеча», состоявшемся в Центральном Доме работников искусств, художественным стержнем которого стал блок песен, посвящённых нашим воинам - участникам спецоперации.
Присуждение премии «Слово» Надежде Колесниковой можно считать знаковым для современной военной песни, как культурологического феномена и специфического вида музыкально-поэтического творчества.
Ведь именно на её сольном концерте 27 ноября 2022 года впервые на большой сцене был представлен цикл профессионально написанных и исполненных лирических песен и романсов в поддержку СВО.
В настоящее время на российской сцене мы можем услышать:
- авторские (бардовские) песни о СВО, как правило, любительские и невысокого качества, исполняемые, как правило, под гитарный аккомпанемент (поэтому центральные каналы практически отказались от их популяризации);
- рок-баллады (тоже - любительские);
- духоподъёмные военные песни, в том числе - эстрадные, исполняемые профессионалами, некоторые из них даже могут стать строевыми.
И совершенно свободной является сфера лирических военных песен, прежде всего, романсов. А ведь в Великую Отечественную войну самую большую народную любовь снискали не столько мобилизующие, призывные песни, сколько - эмоциональные чувственные.
Вспомним шедевры, ставшие лирической летописью войны, в частности: «В землянке» (сл. А.Суркова, муз. К.Листова), «Жди меня» (сл. К.Симонова, муз. М.Блантера), «Тёмная ночь» (сл. В.Агатова, муз. Н.Богословского), «Синий платочек» (сл. Я.Галицкого, муз. Е.Петерсбурского), «В лесу прифронтовом» (сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера), «Огонёк» (сл. М.Исаковского, автор муз. неизвестен), «Случайный вальс» (сл. Е.Долматовского, муз. М.Фрадкина), «Вечер на рейде» (сл. А.Чуркина, муз. В.Соловьёва-Седого), «Прощайте скалистые горы» (сл. Н.Бунина, муз. Е.Жарковского) и многие другие.
В качестве коллективного соавтора лирических военных песен эпохи СВО вполне можно считать Союза писателей России, ведь тексты Надежда Александровна отбирала из выпущенных СПР и издательством «Вече» пяти сборников современной военно-патриотической поэзии, посвящённых российским военнослужащим, выполняющим боевые задачи в зоне специальной военной операции.
Но вернёмся к творческому вечеру Надежды Колесниковой в ЦДРИ. Концерт состоял из четырёх отделений (музыкальных блоков) и включал 26 песен и одну композицию «Вальс любви», музыку к которым написала Колесникова, она же не только исполняла все песни, но и аккомпанировала себе на рояле, если отсутствовала фонограмма музыкального сопровождения, поскольку несколько песен были написаны в самый канун концерта и исполнялись впервые.
Первое отделение открыло слушателям мир русской души, соединённый с миром русской природы и русской песни. Прозвучали как песни на стихи классиков нашей литературы, так и признанных современных мастеров: Николая Некрасова («Весна»), Николая Тряпкина («Кабы мне цветок»), Виктора Кирюшина («Осеннее окно», «Покров» и «Герань»), Евгения Юшина («Снилась мне дорога» и «Это снег идёт»), Анатолия Аврутина («Русского духа свеча» и «Нищие»), Татьяны Глушковой («Рояль в Хмелите» и «Памяти Грибоедова») и Елизаветы Хаплановой («Когда-то вспомните меня»).
Военно-патриотическое, и в то же время глубоко лирическое, стихотворение донецкой поэтессы Е.Хаплановой, которая прочитала сама Надежда Колесникова (автор стихов не смог прибыть на концерт), обозначило переход к военной тематике концерта. Тональность этого блока задали две песни на стихи советских классиков Николая Старшинова «Солдатская мать» и Василия Казанцева «Одинокий солдат», которые стали прелюдией для песен, посвящённых специальной военной операции: «Сыновьям поколения Z» Нины Поповой, «Будем жить» Елизаветы Хаплановой и «Письмо с фронта» Игоря Витюка. Каждую из этих трёх недавно написанных песен я могу напеть хоть сейчас. Именно о таких произведениях можно смело говорить: «песня, как дыхание…»
Особенностью современной военной лирики стало живое присутствие Бога в стихах (чего, к сожалению, из-за ограничений цензуры не могли себе позволить наши классики времён Великой Отечественной войны). Не могу не процитировать строки из стихотворения (а теперь уже - песни) Нины Поповой «Сыновьям поколения Z»: «За тебя, за всех сыновей / Я молюсь среди грозной битвы. - / Ничего нет на свете сильней / Материнской святой молитвы.»
В наше время со сцены редко услышишь настоящие хиты, которые тут же хотелось бы петь и повторять помногу раз. Чтобы песня полюбилась народу, в ней должно быть идеальное сочетание текста, музыки и исполнения. Поэтому перед композитором так остро встаёт вопрос поиска текстов для своих песен - таких стихов, чтобы они сразу же «цепляли», чтобы мимо них невозможно было пройти. Неоценима помощь Союза писателей России, публикующего новые стихи о спецоперации и в сборниках, и в периодической печати. Именно благодаря этим публикациям Надежда Колесникова смогла найти военно-патриотические стихи, в которых авторами уже неосознанно была заложена будущая мелодия!
И когда композитор видит такой текст, то сразу на подсознательном уровне он чувствует ту неземную, незримую связь, что соединяет сокровенные смыслы текста с божественной музыкой, чаяниями отдельной души и духовной жизнью общества.
Для себя я давно вывела «формулу» песни-хита. Эта песня должна быть, как дыхание. Мы ведь в обыденной жизни не задумываемся о том, как дышим. И только когда нам тяжело дышать, когда не хватает воздуха, мы вспоминаем и о дыхании, и о системах его обеспечения. Но когда всё в порядке, мы не ощущаем этого процесса. Петь, как дышать! - В этом главный успех песни.
Когда я на концерте в первый раз услышала песню «Письмо с фронта» (сл. Игоря Витюка), то после этого я сразу стала её напевать. И мелодия, и текст настолько органично соединились, что не составляет труда повторить ни мелодию, ни стихи.
Удивительное виртуозное исполнение Надежды Колесниковой огранило этот музыкальный бриллиант, и он засиял во всём своём шедевральном величии. Душа сразу откликнулась и на слова, и на музыку. Композиция настолько правильно выстроена, что сразу западает в душу. И когда слушаешь песню, становится очень тепло и радостно.
В настоящее время - это единственная военная песня с концерта в ЦДРИ, которая выложена в свободном доступе в интернете, я и приглашаю читателей насладиться песней «Письмо с фронта» в исполнении автора музыки - несравненной Надежды Колесниковой.
Click to view
Несколько слов о стихотворении Игоря Витюка «Письмо с фронта» (другое название - «Ты дождёшься меня!»). Оно написано в рамках традиции гениального стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Но если у классика послание любимой женщине является своеобразной молитвой-заклинанием-просьбой, то Игорь Витюк от имени лирического героя непоколебимо утверждает: «Ты дождёшься меня - / Точно знаю! / Я вернусь из огня! Обещаю.»
В наше нелëгкое время, когда на кону стоит само существование нашей Родины, мы сердцем чувствовали, что подобная песня должна была родиться. Для русских женщин, находящихся в тылу и ожидающих своих любимых с фронта, нужны слова любви, слова уверенности в Победе. Наши ребята воюют «за тебя, за любовь, за Россию». Их не надо призывать к подвигу, им не нужны агитационные призывы к Победе, они сами делают эту Победу, нашу Победу. Но как важно им знать, что душою мы с ними, мы их любим и ждём.
Как правило, военная песня неотделима от конкретной войны, но Надежда Колесникова сумела найти такие стихи для своих военных песен, которые рассчитаны на многие годы, безотносительно исторической эпохи.
Завершить обзор военно-патриотического блока я хочу словами самой Надежды Колесниковой. Непосредственно на творческом вечере она произносила, в основном, слова благодарности поэтам, но зато в своей диссертации «Военная песня в духовной жизни российского общества» (а Колесникова - кандидат культурологии) она ёмко говорит о жанре военной лирической песни:
«Именно в этом песенном жанре наблюдается наиболее высокая концентрация таких содержательных смыслов, как патриотизм, любовь к Родине, идея самопожертвования во имя Отчизны. Именно в рамках этого жанра происходит наиболее глубокое осмысление проблем жизни и смерти, дружбы и предательства, победы и потери, любви и ненависти. Военная песня всегда была явлением, консолидирующим, объединяющим нацию и в этом её огромная сила. Но, помимо масштабных смыслов, военная песня несёт в себе заряд бодрости и оптимизма, гамму лирических чувств, обострённых разлукой и возможностью смерти. Всё это непреходящие духовные ценности, осознаваемые и разделяемые многими поколениями. Именно они никогда не потеряют своей актуальности».
Блок лирических военных песен, в которых предощущалась и будущая Победа, и новое мирное время, органично сменился отделением песен о любви к женщине и родному краю: «Я писем тебе не пишу» (стихи Надежды Мирошниченко), «Под крылом твоим» (стихи Светланы Сырневой), «Белый сад» (стихи Валентина Сорокина), «Песня в парусах» (стихи Юрия Паркаева) и «В осенний вечер» (стихи Мамеда Халилова).
Автор последней песни Мамед Халилов - уроженец Дагестана, уже много лет проживающий на Ярославщине и возглавляющий Ярославскую областную организацию Союза писателей России. Но именно его песня о любви, русской осени и печальной осени жизни, в которой чувствовалось свойственное кавказским народам обожествление женщины, стала прологом к последнему отделению концерта, в котором были исполнены песни на стихи народного поэта Дагестана Магомеда Ахмедова: «В русском поле» (перевод с аварского Николая Рачкова) и «Облака» (перевод с аварского Анатолия Аврутина).
И конечно же, когда заходит речь о дагестанской поэзии, то мы обязательно должны сказать о том, что будущий 2023-й год Президент России Владимир Путин объявил годом празднования 100-летия со дня рождения Народного поэта Дагестана, Героя Социалистического труда Расула Гамзатова. А Надежда Колесникова, готовясь к этому событию, написала и исполнила песню «Патимат» на стихи Гамзатова в переводе Анатолия Аврутина. Надеемся, что в сентябре будущего года эта песня прозвучит на родине великого аварского поэта в рамках 38-го Международного Гамзатовского литературного фестиваля «Белые журавли», куда приглашена и Надежда Александровна.
В песнях на стихи дагестанских поэтов Н.А. Колесникова предстала перед нами и как виртуоз-композитор, сумевший вплести в современную лирическую песню узоры дивных дагестанских мотивов, и как исполнитель, который нашёл единственно возможные интонации в сочетании с плавными танцевальными движениями из традиционных дагестанских танцев.
После такой феерической концовки Первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов не выдержал и вышел на сцену, чтобы заранее объявить, что Надежда Колесникова удостоена звания лауреата премии «Слово» за 2022 год, и 8 декабря в Шолоховском зале СПР состоится её торжественное вручение.
А сама героиня торжества пригласила на сцену присутствовавших в зале авторов стихов из прозвучавших песен: заместителя Председателя Правления СПР, кандидата филологических наук Нину Попову, Заслуженного работника культуры России, члена Правления и руководителя Совета по поэзии СПР Виктора Кирюшина, Народного поэта Дагестана, члена Правления СПР, председателя Правления Союза писателей Республики Дагестан Магомеда Ахмедова, секретаря СПР, председателя Ярославской областной организации СПР Мамеда Халилова, секретаря СПР Евгения Юшина и Заслуженного работника культуры России, члена Коллегии Минкультуры Московской области, полковника запаса, ветерана боевых действий Игоря Витюка. Кстати, каждый из них выходил на сцену после исполнения их песен и читал своё любимое стихотворение.
Заключительным аккордом концерта стала песня на стихи советского классика Николая Грибачёва «Видела вся планета в тучах огня и дыма», запись которой уже доступна в интернете и ею могут насладиться читатетели.
Click to view
Долго не смолкали аплодисменты, и не иссякал поток цветов от поклонников творчества Надежды Александровны.
Но главным итогом творческого вечера стал не ошеломляющий успех известного композитора и исполнителя Надежды Колесниковой (к этому мы привыкли!), а тот факт, что в этот день, 27 ноября 2022 года, на сцене ЦДРИ состоялось официальное рождение современной, профессионально написанной и исполненной, военной лирической песни как духовного феномена русской культуры периода специальной военной операции.
Оксана МОСКАЛЕНКО,
член Союза писателей РоссииИсточник -
сайт Союза писателей России (главный редактор - Дмитрий Силкан)