Всего за 2018 год объём книжного рынка России с учётом учебной литературы составил 96,9 миллиарда рублей. По прогнозам, в ближайшие годы рост отрасли составит 7%. Доля печатных книг увеличится к 2022 году на 5%, электронных - на 30%, а аудиокниг - на 40%. В ближайшие годы основными драйверами роста останутся электронные и аудиокниги.
· Книжной индустрии удалось преодолеть кризис - во втором полугодии 2018-го появилась динамика роста, и эксперты рассчитывают, что в 2019 году рынок продолжит расти на уровне 7%. Печатные книги все ещё занимают ключевой сегмент рынка, на их долю приходится 92,1%, на электронные книги - 6,7%, на аудиокниги - 1,2%.
}· Самыми быстрорастущими каналами распространения книг стали интернет и федеральные книготорговые сети. Онлайн-продажи выросли в 2018 году на 25%.
· Эксперты отмечают рост продаж аудиокниг, их доля в структуре розничных продаж того же интернет-магазина «Литрес» составляет 25%. Выпуск аудиокниг в 2019-м удвоится.
{C· {}Вовсю набирает обороты самиздат - писатели всё чаще самостоятельно публикуют свои произведения, пользуясь специальными сервисами (см. статью
http://m-s-p-s.ru/news/2916). К слову сказать, этот тренд пришёл к нам с Запада, где доля самиздата сильно выросла за последние несколько лет.
· Рост продаж книг будет обеспечиваться за счёт федеральных книжных сетей (с нынешних 11,8 млрд. руб. до 16 в 2022 г. - ожидаемый рост 8-10 % в год) и интернет-продаж (с нынешних 14,4 млрд. руб. до 22,8 в 2022 г. - ожидаемы рост 12% в год), продажи в книжных магазинах бут расти на 1-3 % ежегодно.
· По статистике Russian Target Group, в 2018 году доля женщин среди читателей бумажных книг составила 62%, а среди читателей электронных - 52%. Данные сервиса «Литрес» это подтверждают: там доля женщин составляет 60% всей аудитории, так что генеральный директор ГК «Литрес» Сергей Анурьев даже принял решение ориентировать федеральную рекламную кампанию именно на дам.
· Среди молодёжи от 10 до 14 лет доля читателей составляет 74%. Среди граждан в возрасте 25-29 лет этот показатель достигает лишь 30%.
· Издатели решили, что пора вернуть моду на чтение! Если среди детей 10-14 лет доля читателей составляет 74% (прежде всего, за счёт школьной программы по русской литературе), то к 25-29 годам она снижается до 30% (данные Росиндекса за 2017 год).
· Об этом свидетельствует и такая статистика: из 1 800 000 000 записей (постов) в Интернете (100 %) книгам посвящены только 4 900 000 (0,27 %), а кино - 700 000 000 (39 %). Поэтому издателями запущен большой проект «Послы чтения», в котором принимают участие лидеры мнений - блогеры, музыканты, актёры, художники. В планах - реализация программ, адресованных сегментированно детской, подростковой и родительской аудиториям читателей.
· Издатели активно борются с пиратами. Например, вытесняют их из поисковой выдачи, подают иски в суд и блокируют пиратские ресурсы. В 2019 году ресурсы, которые предлагают легальный контент, ещё больше укрепят свои позиции.
· Самым популярным автором в России осталась Дарья Донцова. В 2018 году её книги продались тиражом 1,5 миллиона экземпляров. Совокупный тираж превышает 200 миллионов. Популярностью традиционно пользуются Гузель Яхина, Александра Маринина, Татьяна Устинова и Дина Рубина.
}· }Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков отмечает, что у современных писателей ставка также сделана на читательниц как на самую активную аудиторию: «Среди самых популярных жанров сегодня - психологический триллер и детектив, семейные саги. В жанре нон-фикшен всё более популярными становятся темы феминизма, позитивной психологии, саморазвития. Все эти темы и жанры востребованы в первую очередь у женщин».
· Издатели активно поддерживают начинающих национальных авторов. Григорий Служитель, Гузель Яхина, Игорь Савельев вдохновляют других молодых писателей думать о том, как использовать национальную и локальную идентичность на благо творчеству.
· Всё большее значение приобретают технологии - издателям приходится активно осваивать работу с большими данными (Big Data) на основе искусственного интеллекта (AI). Это помогает обрабатывать колоссальную массу информации, соотносить интересы читателей с ассортиментом рынка и предлагать читателям именно то, что они ищут.
· Выручка «Эксмо-АСТ» росла и продолжит расти с опережением, в прошлом году она увеличилась на 12%, до 27 млрд руб., говорит президент группы Олег Новиков. Бизнес растет за счет расширения каналов продаж: в интернете выручка выросла на 30%, в федеральных сетях, включая «Новый книжный» и «Буквоед»,- на 20% благодаря открытию новых магазинов. Электронные книги показали рост около 50% за счет инвестиций в продвижение «ЛитРеса», замедления роста пиратства и популярности этого формата у молодежи.
· Хотя аудитория заявляет о росте интереса к чтению, книгоиздатели столкнулись с новым вызовом - низкой конверсией читателя в покупателя, указано в прогнозе «Эксмо-АСТ». Из 22 млн читателей в стране покупателями книг становятся только 10 млн человек (данные Ipsos). «Эксмо-АСТ» видит решение в технологиях Big Data и искусственного интеллекта, которые помогают соотносить ассортимент рынка с предпочтениями читателей.
· Всё большее значение приобретают технологии - издателям приходится активно осваивать работу с большими данными (Big Data) на основе искусственного интеллекта (AI). Это помогает обрабатывать колоссальную массу информации, соотносить интересы читателей с ассортиментом рынка и предлагать читателям именно то, что они ищут.
· В отличие, например, от кинопроката книжная индустрия не находится в прямой зависимости от контента, отмечает президент группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков. «Бестселлеры важны, они двигают рынок, ведь, покупая их, люди приобретают что-то еще. Но на них приходится около 10% продаж, а основную выручку делает ассортимент»,- указывает он. Среди новых тенденций господин Новиков отмечает рост интереса к книгам известных блогеров, которые «продаются на уровне бестселлеров». Например, продажи двух книг «Вальса гормонов» Натальи Зубаревой превысили 250 тыс., что сопоставимо с продажами «Зулейха открывает глаза» Гузель Яхиной (370 тыс.).
· Социальные сети, мессенджеры и интерактивные ресурсы помогают издателям общаться с конечным потребителем, так что эта область тоже будет развиваться гигантскими темпами.
___________________
Выводы для писателя:
- самыми перспективными с точки зрения продаж художественных книг являются женская и детско-юношеская аудитории;
- самыми выгодными жанрами являются триллеры, детективы, любовные романы, семейные саги, фантастика, приключения… А если писатель сможет написать духоподъёмные сочинения в этих жанрах, то успех ему гарантирован!
- любая издаваемая современным писателем книга обязательно должна иметь электронный вариант, размещённый для продаж и для платного чтения в одном из интернет-магазинов, ибо в масштабе жизни конкретного писателя его электронная книга будет продаваться и приносить, пусть и небольшой, но постоянный доход, - вечно;
- писатель обязательно должен иметьи регулярно обновлять свои страницы в самых популярных социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Твиттер, Инстаграмм и др.), постоянно публиковать там свои произведения (стихи - полностью, прозу - фрагменты), делиться личными впечалениями и фотографиями, отвечать на комментарии и участовать в дискуссиях, тем самым расширяя читательскую аудиторию и приобретая преданных (постоянных) читателей его книг.