Читатели увлеклись самиздатом. Издательские онлайн-платформы сообщают о росте рынка. Советы писателю

Jan 20, 2019 14:32


Рынок электронных книг уверенно растёт, и растёт за счёт новых авторов, у которых теперь есть возможность бесплатно издать электронную книгу и выставить её в продажу. Газета «Коммерсант» анализирует рынок электронных книг, а заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России Игорь Витюк объясняет, почему и как авторам нужно издавать электронные книги.

Читатели увлеклись самиздатом.
Издательские онлайн-платформы сообщают о росте рынкаОбъем русскоязычного электронного самиздата по итогам 2018 года достигнет 350 млн руб. против оценок в 100 млн руб. годом ранее, подсчитали в сервисе Litnet. По оценке другого участника рынка, Ridero, вместе с сопутствующими услугами сервисы самиздата могли заработать еще больше - 0,75-1 млрд руб. Сегмент становится одним из драйверов рынка электронных книг, позволяя при этом авторам работать с онлайн-платформами в обход традиционных издательств.

Объем рынка электронного самиздата в 2018 году достигнет 350 млн руб., подсчитали в сервисе Litnet. Как сообщал ранее “Ъ”, в 2017 году участники книжного рынка оценивали сегмент в сумму до 100 млн руб. В первую очередь драйвером сегмента стали развитие сервиса самиздата у крупнейшего российского продавца электронных книг «Литрес», а также рост небольших площадок, считают в Litnet.

Еще одной причиной для роста рынка в компании называют новую модель дистрибуции - подписку на отдельную книгу по мере ее публикации. Это, в частности, позволяет бороться с пиратством, потому что копировать книгу по частям невыгодно, говорят в Litnet. Максимальный тираж книги, проданной по подписке, осенью 2018 года достиг 4,7 тыс. экземпляров в первый день публикации, отмечают в Litnet.

Litnet (ранее «Лит-Эра») основан в 2015 году на Украине предпринимателем Сергеем Грушко и писателем Андреем Нечаевым. В 2016 году Litnet привлек инвестиции в размере $50 тыс., исходя из оценки в $500 тыс. В ноябре 2018 года, по данным SimilarWeb, платформа занимала четвертое место в мире среди сайтов сегмента электронных книг с аудиторией 18,3 млн посетителей. По собственным данным, за год сервис продал около 2,5 млн экземпляров книг, его выручка увеличилась на 130% к уровню 2017 года. В марте в интервью изданию Kyiv Post основатели сервиса оценивали его выручку в $230 тыс. в месяц. Свою долю на рынке русскоязычного самиздата платформа оценивает в 65%.

Сооснователь издательского сервиса Ridero Алексей Кулаков оценивает рынок электронного самиздата в 0,75-1 млрд руб. В эту сумму он включает не только доходы от продажи электронных книг в онлайн-магазинах и на специализированных сервисах, но и выручку от производства и продажи аудиокниг, продажи бумажных книг по технологии «печать по требованию» и услуг офлайн-дистрибуции (например, книги авторов Ridero продаются в федеральных книжных сетях и магазине «Москва»). Выручка самого Ridero на конец 2018 года составляет около 14 млн руб. в месяц, говорят в компании.
Объем российского книжного рынка в целом, по данным «Эксмо-АСТ», по итогам 2018 года достигнет 79 млрд руб.

По прогнозу «Литреса», рынок электронных книг достигнет 5,3 млрд руб., свою долю компания оценивает в 60%. Президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков называет оценку сегмента самиздата Litnet близкой к реальности, но считает завышенной долю компании - по его оценке, Ridero и «Литрес» зарабатывают на этом рынке больше.

В Ridero прогнозируют рост рынка самиздата в 2019 году на уровне 25-27%. Олег Новиков более оптимистичен: по его мнению, самиздат стал одним из драйверов рынка электронных книг и в следующем году его объем может вырасти на 70-100%. В ноябре на выставке Non/fiction господин Новиков отмечал, что самиздат и подписная модель позволяют автору работать напрямую с платформой, минуя издательство. Действительно, сейчас «читатели стали более лояльны к тому, что книга может продаваться в интернете не издательством», согласен Сергей Грушко.
Источник - газета "Коммерсантъ" №237 от 24.12.2018, стр. 10____________________________________
Комментарий заместителя председателя Московской областной организации Союза писателей России Игоря Витюка.Какие выводы позволяет сделать вышеприведённая статья?

1. Общий объём книжного рынка составляет 79 млрд. руб., а объём рынка электронных книг - 5,3 млрд. руб., т.е. 6,7%. При этом доля электронной книжной торговли из года в год растёт. Лет через 10 объёмы продаж бумажных и электронных книг должны сравняться (при этом объём торговли традиционными книгами тоже будет расти, но медленно). Бумажная книга вернёт себе статус дорогого подарка и престижного атрибута, каковой она была в XVII-XIX веках. А функции информационного носителя занимательных историй (бестселлеры и др.) и полезной информации (научной, практической и др., - нон-фикшн) возьмёт на себя электронная книга.

2. Мои личные беседы с представителями электронных издательств показали, что основой роста рынка электронных изданий является не продажи ранее размещённых в интернете книг (эти продажи держатся примерно на одном уровне: у кого 1-2 книги в месяц, у кого - 1000, всплески бывают в связи с какими-то событиями из жизни автора, широко освещаемыми в СМИ), а продажи новых книг. Причём именно в последние два года издание новых электронных книг приобрело массовый характер.

3. Резкий рост количества вновь изданных электронных книг связан с полной доступностью (технической и финансовой) процесса издания своей книги в электронных издательствах.

4. В настоящее время абсолютным лидером на рынке электронного самиздата является электронная издательская система Ridero (создана в 2014 году, сейчас в ней издают книги более 250 000 авторов).  Другая популярная издательская платформа - BookScriptor   (создана в 2017 году, более 5 000 авторов). В чём главные достоинства этих издательских систем:

- возможность самостоятельной бесплатной вёрстки макета на основании встроенных шаблонов с дружелюбным пользовательским интерфейсом: нужно загрузить текстовый файл Word, он автоматически будет преобразован в макет книги с разбиением на главы (разделы), макет можно самостоятельно отредактировать, «доведя до кондиции», удовлетворяющей автора. Ограничение - формат книги только А4, А5, А6, В5;
- книги, свёрстанные самостоятельно в других системах или изданные ранее в других издательствах, на реализацию в интернет-магазины не принимаются;
- после премодерации (оценки содержания книги) администратором сайта (чтобы не было нарушений законов РФ) книга поступает в интернет-магазин электронного издательства и продаётся по цене, назначенной автором;
- также электронное издательство размещает книгу в интернет-магазинах Озон, Amazon, Litres, Google Play, Bookmate и др.;
 - авторское вознаграждение составляет примерно 25% от объявленной цены (учитывайте, что интернет-магазины  с каждой покупки половину денег изымают в качестве своего вознаграждения, остальная половина делится между электронным издательством и автором);
- издательство Ridero бесплатно присваивает автору международный серийный номер книги ISBN (вообще-то, стоимость ISBN при покупке в Книжной палате России составляет: 3960 руб. (единичная покупка), 1320 руб. (более 10 номеров), 924 руб. (свыше 100 номеров), 996 руб. (свыше 500 номеров)).  BookScriptor, судя по всему, деньги за ISBN берёт;
- учитывая, что электронное издательство Ridero присваивает ISBN каждой книге, оно же отправляет в Книжную палату pdf-файл книги (в соответствии с Законом об обязательном экземпляре);
- автор может заказать в издательстве любое количество бумажных экземпляров (и в мягкой, и в твёрдой обложке). Цена на печать соответствует самым привлекательным ценам даже не в Москве, а в Московской области (по всей видимости, Ridero либо имеет свои типографии, либо печатает в Екатеринбурге (по месту головного офиса фирмы), где у них особые договорённости с типографиями);
- если автор хочет, чтобы бумажные экземпляры поступили на вечное хранение в 15 ведущих библиотек и Книжную палату, то за свой счёт он может напечатать 16 экземпляров и сам отвезти в Книжную палату РФ. Обычно авторы поступают следующим образом - выставляют в продажу электронную версию и заказывают себе полсотни экземпляров (16 - для Книжной палаты, остальные - для подарков друзьям и родственникам);
- в этих издательских системах реализована возможность «печать по требованию», когда читатель по предоплате заказывает у издательства или интернет-магазина экземпляр бумажной книги, и в течение пару недель издательство печатает для него экземпляр и высылает ему. Только стоимость книги в этом случае выше рыночной (к примеру, автору 1 экз. при тираже 50 экз. обошёлся в 150 руб., то читателю обойдётся рублей в 300-400). Свои авторские отчисления от продажи бумажной книги автор получает, как полагается;
- если автор напечатал бумажные экземпляры книг, то их можно продавать в книжных магазинах «Буквоед», «Москва» (на Тверской) и в сети «Читай-город»;
- никаких ограничений по времени электронных продаж нет;
- существует и набор платных услуг: редактирование, корректура, разработка индивидуального дизайна обложки и внутреннего блока (по ценам ниже рынка), продвижение (реклама) книг.

5. Таким образом, потратив некоторое количество времени (прежде всего, на заключение юридически обязывающего договора, на что уходит неделя, плюс нужно заплатить в Ridero 100 рублей сбора), автор получает возможность бессрочно продавать и электронный вариант книги, и бумажный - при заказе «печать по требованию  (ну, и заказать лично для себя какое-то количество бумажных копий). О такой системе не могли мечтать ни в СССР «самиздатчики», да и на Западе ещё десяток лет назад это было недостижимой мечтой для автора, поскольку политику на книжном рынке диктовали издательства. Другой вопрос, что никто не гарантирует продаж книги, если автор мало известен. Но здесь продвижением нужно заниматься самостоятельно, используя социальные сети, свой сайт, самиздатовские сайты (самый популярный - сайт Самиздат). Но продвижение книг - это тема отдельно большого разговора.

6. Существуют и небольшие издательства, предлагающие интересный набор услуг. Например, московское электронное издательство «Горизонт», активно сотрудничающее с военно-художественной студией писателей Центрального Дома Российской Армии им. М.В. Фрунзе, размещает у себя в интернет-магазине (а соответственно, и в крупнейших интернет-магазинах) книги, свёрстанные автором самостоятельно или даже выходившие ранее в бумажном варианте (у некоторых авторов сохранились старые pdf-файлы) - при условии, что бумажное издательство не возражает против этого. Правда, в отличие от Ridero, при выпуске электронной книги нужно оплатить стоимость ISBN в сумме 1100 руб.
Ещё одно интересное издательство - «Серебро слов» (г. Коломна Московской области), которое активно сотрудничает с Московской областной организацией Союза писателей России и Международным сообществом писательских союзов (МСПС). Его отличительными особенностями являются: низкие цены (чуть ниже, чем в Ridero), продажа бумажных книг на собственном сайте, в магазинах «Библио Глобус» (Москва) и сети «Читай-город», проведение различных литературных конкурсов (где в качестве наград - издание книг), возможность проведения презентаций под эгидой Московской областной организации Союза писателей России в офисе МСПС - Доме Ростовых, возможность общения с писателями Подмосковья и участия в подмосковных литературных проектах, литературный форум на сайте и др.

7. Крупные электронные издательства и интернет-магазины учредили литературные премии, книги лауреатов они издают массовым тиражом, а в некоторых случаях (интернет-магазин «Литрес») ещё и экранизируют.

8. Главный вывод из вышесказанного - рынок электронных книг бурно растёт, прежде всего, за счёт новых авторов (и соответственно, новых книг). В этой ситуации преступно по отношению к себе и своему таланту сидеть сложа руки, ожидая предложений от непонятных ведущих издательств. Тем более, что финансовые затраты на издание электронной книги отсутствуют. Конечно, заработать серьёзные деньги (прежде всего, поэтам) не получится, но 1-2 книги в месяц гарантированно продадите. А главное - все поисковики при запросах вашего имени будут давать ссылки на ваши книги в интернет-магазинах.
Но! Есть один ОЧЕНЬ важный момент, о котором - ниже.

9. ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕНСИОНЕРОВ! Как правило, все электронные издательства взимают подоходный налог 13% (если вы индивидуальный предприниматель на упрощённой системе налогообложения, то - 6%). Само по себе это некритично. Но если вы - неработающий пенсионер, то при поступлении первого платежа за проданную книгу (пусть хоть рубль), вы автоматически лишаетесь права на индексацию пенсии (все данные о подоходном налоге стекаются в налоговую инспекцию, которая же ведёт и учёт пенсионных выплат). То есть получение любого дохода (гонорар за публикацию, денежная составляющая литературной премии, роялти от продажи электронной или бумажной книги и др.) переведёт вас в статус работающего пенсионера, а в Москве вы ещё и лишитесь «собянинской надбавки», которая выплачивается, если ваша пенсия ниже столичного прожиточного уровня. Таким образом, неработающему пенсионеру, чтобы не лишиться индексации пенсий и надбавки, придётся привлекать в качестве агента (с оформлением соответствующей доверенности) кого-то из своих родственников или знакомых. Ну, а для тех пенсионеров, кто продолжает трудиться, или имеет доходы помимо пенсии, это неактуально.

Итак, хватит ждать милости от издательств, от спонсоров и писательских союзов! Пора выходить самому на бурно растущих рынок электронных книг!

Издательский бизнес, Электронные книги

Previous post Next post
Up