Семинар руководителей подмосковных литобъединений на Даче Владимира Маяковского в Пушкино

Jun 10, 2018 03:19


9 июня 2018 года на Акуловой горе в подмосковном Пушкино на Даче-музее В.В. Маяковского прошёл ежегодный семинар руководителей литобъединений, организованный Московской областной организацией Союза писателей России под патронажем Международного сообщества писательских союзов.

В подмосковной писательской организации существует традиция - в начале лета проводить выездные семинары (в прошлом году - в Ступино), в работе которых участвуют руководители подмосковных ЛИТО и активные члены этих литобъединений, желающие представить на обсуждение свои стихи. В нынешнем году такой семинар прошёл в сакральном литературном месте - на даче Владимира Маяковского в Пушкино. Именно здесь великий поэт написал «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче».

По традиции семинар начинается с экскурсии. Поскольку в городе Пушкино много памятных мест, было решено ограничиться знакомством с западной (дачной) стороной города (для справки - Ярославская железная дорога разделяет город на две части: восточную - сугубо городскую и западную - по-прежнему, как и сто лет назад, преимущественно дачную).


Экскурсоводом выступал протоиерей храма Святого Великомученика Пантелеимона при Пушкинской центральной районной больнице Андрей Дударев, который известен в Московской области своей подвижнической деятельностью. Именно он воссоздал (по сохранившимся рисункам и фотографиям) дачу Румянцева на Акуловой горе (сама дача была сожжена в лихие девяностые годы), в которой квартировал Владимир Маяковский, создал музей на даче, а также оформил культурное пространство в футуристическом стиле на дачном участке (следует заметить, что злоумышленники, сжёгшие дачу, рассчитывали приватизировать участок и выстроить там коттедж, но отец Андрей и сподвижники не позволили это сделать). Отметим, что отец Андрей Дударев - отец четверых детей, в прошлом профессиональный боксер, автор книги о Сергее Есенине "Дело жизни".


Началась экскурсия у памятника Маяковскому на одноименной улице. Андрей Дударев рассказал, что на этом месте в сквере Маяковского с советских времён стоял гипсовый бюст поэта, но он был разрушен варварами. И вот когда отец Андрей получил направление служить в Пушкино, то, как большой любитель поэзии, решил восстановить этот бюст, но уже в бронзе. В этом ему помогли авторы памятника - скульпторы: Народный художник России Николай Александрович Селиванов и его сын, член Союза художников России Василий Николаевич Селиванов, а также спонсоры - ценители поэзии. В 2012 году памятник был открыт.

Вторым пунктом экскурсионной программы стал памятник Льву Толстому, который находится в нескольких сотнях метров от памятника поэту. Лев Николаевич Толстой не бывал в Пушкино (если не считать эпизода, когда он пешком прошёл по Троице-Сергиевой дороге мимо Пушкино, направляясь на Вознесенскую мануфактуру, она располагалась на территории, которая сейчас находится в границах подмосковного города Красноармейска).


Тем не менее, улица Льва Толстого в Пушкино есть и она пересекается с улицей Маяковского. Памятник Л.Н. Толстому также, был создан радением отца Андрея Дударева, скульпторов отца и сына Селивановых и местных меценатов-ценителей русской литературы. «В 2013 году Пушкино - стал шестым городом в России, где установили памятник Льву Толстому», - рассказал подмосковным литераторам отец Андрей. Не совсем обычная поза, в которой изображён писатель, напоминает фотографию Толстого во время его болезни в Крыму, в Гаспре. За спиной у Толстого - символы добра и зла, войны и мира в виде ангела и смерти с костлявой рукой. Это и противоречия в душе Толстого, и война и мир в общемировом масштабе. Также Андрей Дударев рассказал, как в 2013 году местная администрация в лице и.о. главы Пушкинского района Дмитрия Пустового (давно отправленного в отставку) всячески препятствовала открытию памятника, запретив Управлению культуры предоставить звуковую аппаратуру, приглашать творческие коллективы района и др. Несмотря на это, на церемонию открытия прибыли известные общественные деятели, в т.ч. писатель Павел Басинский, праправнучка Толстого - Фёкла Толстая, Заслуженный работник культуры России Светлана Ефимовна Стрижнева - бывший директор музея В.В. Маяковского, скульпторы Селивановы, творческая интеллигенция Москвы и Пушкино. Обо всём этом рассказал подмосковным литераторам отец Андрей.


Затем участники семинара по дорогое к Акуловой горе посетили ещё один проект Андрея Дударева - памятник «Танк Т-34-76» в Парке Победы на перекрёстке Заводской улицы и Акуловского шоссе в некогда пустынном месте западной стороны города Пушкино. Совсем недавно здесь стоял полусгоревший дом, в котором собирались пьющие граждане, а теперь - Парк Победы. На небольшом треугольничке уместились все главные атрибуты: танк, скамейки, стильные фонари. Андрей Дударев рассказал, что за танк целое состояние заплатили - несколько миллионов рублей. А во все три памятника (Маяковскому, Толстому, Т-34) с 2009 года было вложено около 50 миллионов рублей, - и ни копейки из них бюджетных денег.

С поисками танка для памятника сразу же возникли трудности (а происходило это в бытность министра обороны Анатолия Сердюкова). Оказалось, что все танки Т-34, которые со времён войны хранились на складах Минобороны, по приказу министра был утилизированы. С одной стороны, логика понятна - зачем расходовать ресурсы на хранение и обслуживание абсолютно устаревшей техники. Но с другой стороны - разве трудно было дать объявление о том, что танки могут быть взяты общественниками, муниципалитетами, военно-историческими клубами для создания памятных мест? В итоге Андрей Дударев начал поиски танка, опрашивая своих знакомых, те по цепочке - своих и т.д.
В конце концов, удалось обнаружить в совершенно разных местах боёв два разбитых Т-34, из которых руками пушкинских мастеров собрали (сварили две половинки башни!) полноценный танк. "Это не просто машина, это могила восьми мучеников..." - сообщает табличка возле отреставрированной машины. В этом восстановленном мемориальном танке погибли 8 советских воинов - два разных экипажа".

Отец Андрей продолжает свой рассказ: «ДОТ (долговременная огневая точка - прим ред.) бесплатно отдали. Пулемёт тоже. А он, между прочим, тысяч пятьдесят стоит, - продолжает наш гид. - Кто-то цепи (для ограждения) за бесценок продал, кто-то гильзы от снарядов нашёл. Когда расчищали местность, жгли старую листву и ветки, бдительные горожане жаловались на дым и даже вызывали милицию. Теперь школьники несут цветы. Взрослые приходят рассматривать длинную фотоленту черно-белых снимков, которая маскирует невзрачный бетонный заводской забор. Тут пули свистят, там Победу встречают - сюжетов множество. Снимки искали в Интернете, просили местных присылать свои. Одна дама увидела баннер в Интернете и приехала в Пушкино посмотреть: гармонист на снимке очень похож на её деда. И взрослые, и дети в летние дни и вечера отдыхаю на скамейках в парке».

Торжественное открытие памятника состоялось 9 мая 2015 года. Финансово и физически немало рядовых граждан приняло участие в том, чтобы танк открылся в этом обновленном месте. «Перед вами пример того, что каждый человек может превратить место, где он живёт, в цветущий сад», - считает отец Андрей и обращается к пушкинцам. То, что сделали те восемь человек, два экипажа, - это пример индивидуальной ответственности, личного подвига, по мнению отца Андрея. Сгорев, они изменили жизнь целого мира, хотя могли думать, что никак не повлияют на ход событий.
По словам отца Андрея, этот проект был непредсказуемым на всех этапах: от поиска танка до открытия: как отреагируют люди, как в целом будет смотреться сквер, не испортят ли что-нибудь люди. На западной стороне города Пушкино не было ничего подобного.

Мистическая сила окружает танк, по мнению отца Андрея: «Это не просто машина - могила восьми мучеников. Кровь накладывает ответственность. Как и кровь Иисуса Христа, может не только исцелять. Я понял, что нельзя подходить к танку с черными мыслями. Перед открытием на меня внезапно напала бессонница. Как я понимаю, моё самочувствие было связано с излишней эмоциональностью. Танк научил относиться ко всему спокойнее. Первый раз я не спал по дороге за танком в Саратов. Можно предположить, что я волновался, но человек изнутри понимает лучше». Для отца Андрея это проявление особой силы, которая окружает живого свидетеля. По его опыту, подобные объекты помогают меняться, а это положительное влияние.

В день открытия памятника в 2015 году отец Андрей рассказал ещё одну загадочную историю: «Из Великих Лук (граница с Беларусью) мы привезли разбитую немецкую пушку - символ сокрушённого фашизма. А местный сторож сдал пушку на металлолом. Я попросил его вернуть пушку,  предупреждая, что все может закончиться плохо. В конце концов, он её вернул… А 9-го мая вечером сторож показывает голову в крови. Его кто-то избил, но не ограбили, не убили, оставили при нем кошелёк с деньгами…».


К танку нельзя подходить в ненадлежащем моральном состоянии: сильное алкогольное опьянение, желание сломать, безответственность, безразличие. «Входить в сквер нужно - как в храм. Суетное оставить позади», - проводит сравнение отец Андрей. По его мнению, и в этом сквере можно внутренне очиститься, пересмотреть взгляды на жизни.

Отец Андрей считает, что сквер не нуждается в охране - его охраняет танк: «Кстати, ничто из того, что я делал, не было тронуто, хотя даже не освещалось в отличие от этого места». Фонари также сделаны в особом стиле: сверху белое, а основание красное. И это символ: свет и кровь.
Священнику хотелось бы расширить рамки святого и священного. Все это выходит за рамки внешних форм, как считает отец Андрей.

На танке написано «045». 45 - это с одной стороны год окончания войны, 0 образует круг, это символ. «4» снова символ креста. Символом выступает и якорь. К отцу Андрею обратился капитан, коллекционер. Этот якорь он посчитал очень большим и пожаловался, что его некуда деть. «Это не просто символ флота. Если якорь повернуть, то получится крест», - снова разъяснил отец Андрей. Дорожки в парке тоже сделаны в виде креста.
Протяжённость фотобаннера - 70 метров. Также в 70-метровом парке 70 гильз от снарядов в качестве столбиков ограждения, это не только к 70-летию Победы (парк открылся в 2015 г.), но и очередной символ: семерка - вечность и совершенство (семь пар колёс у танка).

Крыло самолёта (а на самом деле - хвост вертолёта, - так по секрету поведал нам Андрей Дударев: крыла самолёта найти не смогли, зато военные дали хвост боевого вертолёта, воевавшего в Афганистане), расположенное с другой стороны от танка, относится к небу. А оно в понимании людей ещё и нечто метафизическое.

Везде символы, жизнь и смерть. «Мы все постарались сделать символичным, необходимо предлагать загадки, недоговаривать, а смотрящий сам все додумывает. Это показатель веры в человека», - такова позиция отца Андрея. Цифры во всем - это математика, призыв к логике и мысли.
Несмотря на то, что все пронизано духовными предметами, это не связано с религией. «В танке могли быть и мусульмане, и буддисты, и атеисты», - высказал предположение отец Андрей.


Самое главное, что хотел передать священник и его помощники - подвиг личности. Да, все вместе они были народом, победившим фашизм, но каждый показал себя в ней по-разному. «Можно было занимать активную позицию по отношению к тому, что происходило в стране, мире. А ведь это не просто Великая Отечественная - Вторая мировая война. Можно было искать бронь, уклониться, отсидеться в окопе. И даже в танке все были на разных условиях: кто-то сзади, кто-то спереди, кто-то сбоку», - объяснил отец Андрей, не умаляя ничьих заслуг, а только преклоняясь перед подвигом. Подвигом каждого, чему и посвящён памятник.

Многие дети забираются на танк. Отец Андрей на это с улыбкой сказал: «По-моему, дети такие существа, которым можно все. Они не оскверняют, а постигают масштаб войны. Понимают, что это не игрушка».

По завершении этой экскурсии литераторы Подмосковья во главе с Андреем Дударевым направились к даче Маяковского Их путь пролегал мимо Поклонного креста, который установил отец Андрей на склоне Акуловского котлована в память о погибших узниках Дмитровского ГУЛАГа, которые выкопали на месте Акуловской горы этот котлован, когда добывали песок и щебень для строительства канала имени Москвы. Таким образом, от Акуловой горы («Пригорок Пушкино горбил Акуловой горой…») осталась только часть склона, на которой и находится дача Маяковского, а сама гора превратилась в котлован.



При входе на дачу гостей встречает памятник Владимиру Маяковскому. Историю этого памятника сделал достоянием общественности в 2008 году (муниципальная газета «Маяк», 28 июля 2008 г.) пушкинский краевед (ныне - руководитель районного отделения Союза краеведов России), Заслуженный работник культуры России Василий Панченков:

«Памятник В.В. Маяковскому на Акуловой горе - это работа пушкинского скульптора Игоря Лурье, представленная им на конкурс памятника поэту в Москве. Победителем стал столичный скульптор Александр Кибальников, и свою работу Игорь Аркадьевич Лурье передал Пушкинскому электромеханическому заводу (бывшее оборонное предприятие, ул. Заводская, 9; именно забор завода граничит с Парком Победы, в котором установлен танк Т-34). Памятник так и стоял на хозяйственном дворе до тех пор, пока краеведы не перенесли монумент на высокое место возле уцелевшей дачи Василия Вячеславова, которую в 1922-1923 годах снимали Маяковский и Брики. Сестра поэта Людмила Владимировна признавалась, что это лучшее из изваяний, так как портретное сходство потрясающее.


Там, где стоит памятник, когда-то был и другой дачный дом, принадлежавший Сергею и Татьяне Румянцевым. Это место поэт очень точно описал в своём самом известном, пожалуй, стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» и даже указал адрес: «Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.». Именно здесь в 1920 году поэт пригласил Солнце на чай и предложил ему «светить всегда, светить везде, до дней последних донца». Этот дом, как, впрочем, и почти вся улица, в начале 1930-х годов был перенесён в Новую Деревню (ныне - микрорайон г. Пушкино на северо-восточной стороне) в связи с развернувшимся поблизости строительством канала Москва - Волга (ныне канал им. Москвы). Акулова гора настолько полюбилась поэту, что В.В. Маяковский называл Пушкино «лучшим курортом» и вплоть до 1929 года каждое лето неизменно возвращался сюда, снимая дачи у разных хозяев. Судьба дач Власовых, Костюхиных и Румянцевых оказалась незавидной. Несколько больше повезло бывшему дачному дому Василия Вячеславова. В советское время в нем жила семья приехавшего на строительство канала инженера Петра Антонова, а 26 июля 1969 года в доме была открыта библиотека-музей. На веранде устраивались литературные чтения с неизменным чаепитием из самовара, а в прилегающем парке у памятника поэту на протяжении ряда лет проводились праздники поэзии В.В. Маяковского. Сюда приезжали известные артисты, писатели, поэты и художники.

Так продолжалось бы и поныне, но 21 июля 1991 года, в 23 часа 34 минуты, центральный пульт пожарной охраны г. Пушкино принял сообщение о пожаре на Акуловой горе. Пожарные сработали оперативно и дачу отстояли. Дом восстанавливали всем миром. Центральная пушкинская библиотека даже обратилась ко всем жителям района, детям и взрослым, с призывом о помощи. Под влиянием общественного мнения местные власти повернули лицом к проблеме и городские предприятия. Но довести восстановительные работы до завершения так и не смогли: в ночь с 19 на 20 июля 1997 года случился новый пожар, уничтоживший дом до основания. В расследовании, которое проводили пожарные, вывод звучит однозначно: «Занос источника возгорания посторонним лицом». Однако и без расследования было ясно, что пожары эти - не случайность. «Дачу два раза поджигали. А уж последний раз, когда подожгли, мы сами её заливали», - рассказала жительница Акуловой горы Мария Варламова. Ещё после первого пожара библиотеку-музей переселили, как тогда говорили, временно на другую сторону Акуловой горы и выделили под культурное учреждение небольшую комнату в двухэтажном жилом доме № 2 по Акуловскому шоссе».

Затем библиотеку переместили в несколько комнат ЖЭКа на ул. Толстого, но в ближайшее время она въедет в помещение на первом этаже жилого дома по адресу: Акуловское шоссе, 37, неподалёку от Парка Победы с танком Т-34. Сейчас заканчивается ремонт этого помещения. Называться эта библиотека будет «Маяковский городской филиал Межпоселенческой библиотеки Пушкинского района». Инициатором передачи этого помещения под филиал «Маяковский» и главным инвестором стал предприниматель и местный депутат Сергей Гуржин (он вложил в этот проект более 5 млн. руб.). Его инициативу поддержал глава Пушкинского района Сергей Грибинюченко, который оказывает меценату административную помощь в получении всех разрешительных документов. Там же будет располагаться и современный молодёжный центр, который, как и библиотека, имеет внешнее оформление в футуристическом стиле (работы завершены), а внутреннее оформление будет способствовать домашней, клубной обстановке.


Директор библиотеки «Маяковский городской филиал Межпоселенческой библиотеки Пушкинского района» Ольга Юрьевна Медведева уверена, что с открытием библиотеки количество мероприятий литературных на Акуловой горе вырастет, поскольку теперь у нас будет три места на западной стороне Пушкино, неразрывно связанных с именем поэта: сквер Маяковского с памятником, дача и библиотека.

Об этих перипетиях, связанных с памятными местами, литераторам рассказывал житель Пушкино, заместитель председателя Московской областной организации Союза писателей России, Заслуженный работник культуры России Игорь Витюк, поскольку отец Андрей в это время готовил гостям угощение, растапливал легендарный самовар, из которого, в Москве пил чай сам Л.Н. Толстой, а на даче и В.В. Маяковский (этот экспонат достался в наследство от старого музея).

Но вернёмся снова к рассказу о даче Маяковского. Второй пожар 1997 года уничтожил дачу дотла. С годами, оставшийся от дома фундамент зарос травой и слоем мусора. В таком виде остатки дачи простояли более десяти лет. Летом 2009 года коренной пушкинец отец Андрей Дударев пришёл в библиотеку имени Маяковского, где хранились чертежи дачи. С этого времени вместе с единомышленниками (прихожане храма, общественность, предприниматели) он начал восстанавливать дачу. Под кучей мусора был найден фундамент сгоревшей Дачи, по архивным документам полностью воссоздан мемориальный дом, убрана и ограждена территория, устроен летний театр с крытой сценой, построена просторная веранда и возведены ряд арт объектов - инсталляций. И в 2014 году - через пять лет - Дача Маяковского на Акуловой горе вновь распахнула свои двери для многочисленных поклонников таланта русского поэта. Общие затраты благотворителей превысили 20 миллионов рублей.


В доме нет экспонатов, подлинных вещей времён Маяковского тоже нет, кроме одной из посмертных масок поэта и медного самовара. За этим самоваром собирались когда-то компании творческих людей, бывало, и по 30 человек дача принимала. Все помещение выкрашено в белый цвет. В доме на 1м этаже отгорожено место, где работал поэт. Здесь стоит токарный станок - напоминание о том, что Маяковский оттачивал строки стихов, как на станке.. Есть несколько портретов и современных скульптур. на веранде - плакаты из Окон РОСТА.






Дача Маяковского стала старым-новым брендом города Пушкино. За какие-то четыре года своего функционирования восстановленная Дача Маяковского стала культурным центром не только Пушкинского района, но и Московской области. Нередкими здесь являются и зарубежные гости из многих стран мира. Возраст посетителей от детсадовского до пенсионного. С 2014 года проводятся ежегодные мероприятия, посвящённые дням рождения и гибели В.В. Маяковского, литературные встречи и семинары, в том числе с участием сотрудников Музея Маяковского в Москве. Дача стала (с 2015 года) новым местом проведения известного фото-фестиваля "Хмельные столбы" (последнее воскресение августа). Регулярные массовые и индивидуальные экскурсии проводятся в течение всего года.


После этого рассказа Игоря Витюка участники семинара расположились на пеньках-стульях вокруг летней эстрады, со сцены которой каждый из желающих смог прочесть свои стихи.


Эстрада на Даче Маяковского стилизована под ещё одну (уже утраченную достопримечательность Пушкино) - Летний театр, построенный на деньги московских дачников в 1894-1896 года (открытие театра состоялось 18 июня 1896 года). Летний театр стал колыбелью Московского художественного театра, именно здесь Константин Станиславский разработал концепцию будущего МХТ и поводил первые репетиции-спектакли для дачников. На сцене театра выступали Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Василий Качалов, Елена Гоголева, Ольга Садовская и другие известные артисты. В 1930-е годы Летний театр был приспособлен под показ фильмов. После 1991 года театр стал бесхозным, а  8 августа 1993 года и вовсе сгорел. Сейчас визуальным напоминанием об этой достопримечательности является только эстрада на Даче Маяковского.




Затем на сцену вышел руководитель ЛИТО «Мастера краткостиший» (г. Дубна) и Международной ассоциации мастеров поэтической миниатюры Игорь Шевченко, который вручил альманах «Полевые цветы» (хокку, хайку и др.) авторам, присутствовавшим на встрече. Альманах был выпущен подмосковным издательством «Серебро слов» при поддержке Московской областной организации Союза писателей России.
Далее гостей Дачи Маяковского ждал обильный обед и дружеское чаепитие из легендарного самовара.


После этого в помещении Дачи начался литературный семинар. Его работой руководили: заместитель председателя Правления Московской областной организации Союза писателей России (МОО СПР) Игорь Витюк и секретари Правления: руководитель ЛИТО «Родники» Ступинского района Владимир Леонов, руководитель ЛИТО им. Ф.Шкулёва Ленинского района Алексей Зименков и руководитель Раменского ЛИТО Владимир Зайцев. В качестве экспертов также выступали: руководитель ЛИТО Шатурского района Лидия Жарова, руководитель ЛИТО «Химки» Владимир Захаров, организатор ЛИТО "ГРАНИ" (Шатура) Ирина Леонтьева, руководитель ЛИТО «Крылья» (г. Жуковский) Татьяна Максименко, руководитель детско-юношеского ЛИТО «Роднички» (Ступино) Галина Леонова, зам. руководителя ЛИТО «Крылья» (Жуковский) Ирина Овчаренко, руководитель ЛИТО «Мастера краткостиший» Игорь Шевченко (Дубна).
Игорь Витюк во вступительном слове передал приветствия подмосковным литераторам от председателя Международного сообщества писательских союзов Ивана Переверзина и председателя Правления Московской областной организации Союза писателей России Льва Котюкова, рассказал о текущей деятельности МСПС и МОО СПР, анонсировал главные мероприятия, которые планируется провести до конца года, сделав упор на запланированном на 18-19 августе 2-м съезде писателей Подмосковья, который пройдёт в Ступино.


Затем руководители литобъединений представляли своих поэтов, которые читали по 1-2 стихотворения. Каждое из стихотворений подробно разбиралось руководителями семинаров и экспертами. Авторы не всегда соглашались с высказанными замечаниями, поэтому возникали жаркие творческие споры. Семинар продолжался до самого вечера. В Союз писателей России на этом семинаре никто не был рекомендован.


Своими впечатлениями об этом дне делится член Союза писателей России, поэтесса Ирина Леонтьева (Шатура): «Ура! Прошлась по улицам и тропинкам, где гулял Владимир Маяковский. Привет тебе, Акулова гора! Участвовала в литературном семинаре, организованном прямо в Доме-музее В.Маяковского в г. Пушкино.. Сам Маяковский серьёзно и немного свысока смотрел с картины на нас во время семинара: "Это что вы здесь читаете?". А Игорь Евгеньевич Витюк всерьёз и тщательно разбирал наши стихи, наставляя в поэтическом мастерстве. Было почти не страшно, а полезно. Пили мы чай из самого настоящего самовара (не электрического и потому с ярким вкусом и чуть-чуть с золой)
Но это только малая часть этого чудесного дня…».

Следующий семинар пройдёт через год в июне 2019 года в подмосковной Шатуре. В программе: в первой половине дня экскурсия по достопримечательностям Шатуры и окрестностей, вторая половина дня - литературный семинар. Приглашаем  к участию всех желающих.

ПОЭЗИЯ, ЛИТО_Пушкино, ЛИТО_Химки, Пушкинский городской округ, Память живая, Семинар, Газета_Пушкинское время (Маяк), КОТЮКОВ Лев Константинович, ЛИТО им. Шкулёва Ленинского р-на, ЛИТО_Родники г. Ступино, Маяковский Владимир, Зименков Алексей, Московская область, Пушкино, Леонов Владимир, Переверзин Иван, Дача-музей Маяковского, Краеведение, Моск.обл.орг-ция Союза писателей России, Междунар-ое сообщ-во писательских союзов

Previous post Next post
Up