ЭХО ПОЗДНЕЙ ЛЮБВИ
Предисловие Игоря Витюка к книге стихотворений Вячеслава Постникова «Земное притяжение».
Любовная лирика. - Рязань, ЛитераМ, 2015. - 144 с.
О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней...
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
(Ф.Тютчев, «Последняя любовь»)
В русской поэзии до Фёдора Тютчева по умолчанию считалось, что писать о любви в зрелом возрасте, ну, как-то неприлично. До тридцати лет - любовная лирика - это нормально, после тридцати - несколько странно, ну а после сорока (в XIX веке это уже была старость) - малопристойно. Фёдор Тютчев сломал этот стереотип и своим творчеством, и своей богатой личной жизнью. Ведь любовь не знает возрастных границ. Своё гениальное стихотворение «Последняя любовь» Тютчев написал в пятидесятилетнем возрасте и тем самым проторил дорогу русским поэтам в мир поздней любовной лирики. Слава Богу, что со второй половины прошлого поэта русские поэты, в своём большинстве, живут долго, а в них, несмотря на возраст, цветёт и буйствует любовь.
Вячеслав Постников пришёл в поэзию по традиционным меркам поздно - когда преодолел полувековой рубеж. Ныне ему уже далеко за шестьдесят. Но по-прежнему в нём кипит нерастраченная юношеская любовь.
Ещё след заметают метели,
Студят в венах горячую кровь.
Слишком рано грачи прилетели,
Слишком поздно проснулась любовь.
И опять сердце бешено бьётся,
Лишь припомню походку твою.
Чёрный ворон над вороном вьётся, -
Будто я у беды на краю.
Не моя их волнует судьбина,
Южный ветер пьянит их, любя.
Полюбить - это лишь половина,
Жду ответной любви от тебя.
Где же звон задушевной капели?
Где весенняя светлая новь?
Слишком рано грачи прилетели,
Слишком поздно проснулась любовь.
«Земное притяжение» - это четвёртая книга стихотворений Вячеслава Постникова. В предыдущих книгах («Светлый ливень», «Среди ветров», «Зелёная даль») он осмысливал философские аспекты современного русского бытия, восхищался красотами родной земли: и рязанской (он - родом с рязанщины), и подмосковной (ныне проживает в Зарайске), воспевал деревенскую Русь и русский характер, искал свой путь к Богу, но стержнем всех его поэтических книг была тема любви - высокой, неземной любви к женщине.
И вот - новый поворот на творческом пути поэта. Уже само название книги «Земное притяжение» подсказывает читателю, что речь пойдёт о чувственной, земной любви. В книгу вошли 122 стихотворения о любви, написанные в последние годы. Некоторые из них публиковались в вышедших ранее книгах, но большинство стихотворений - новые. И тем интереснее читателю погружаться в заповедный мир любви годами зрелого мужчины.
Всё труднее плакать и любить.
Потерял я юношеский голос.
Может, мне и хочется «завыть» -
Проклиная свой степенный возраст.
Отошли безбрежья времена, -
Далеко, не видно с косогора.
Там теперь тумана пелена, -
Ни любви, ни страсти, ни задора…
(«Былые песни»)
В этих строках чувствуется некий необъяснимый страх любви, прорывающийся на свет Божий трагической обречённостью грядущего одиночества. Но память неодолимо возвращает к счастливым мгновениям любви давно ушедших дней.
Я вспомнил Вас. Всё также ярко
Белеет сад Ваш - весь в цвету.
Не знал я лучшего подарка,
Чем пить земную красоту.
Ночь красоты! И ночь услады -
Души встревоженной моей…
И вдруг загадкою-наградой
Мелькнёт звезда во мгле полей.
(«Красота земная»)
И мы словно листаем страницы лирического дневника человека, которого возвращает к жизни любовь.
Это что же со мною - не сон ли?..
Слышу сердца любимого стук.
Дорогая, прости за нескромность
Моих чувств ошалевших и рук.
Я сегодня над ними не властен,
Ты затмила мой разум, вконец.
Без любви нет и пламенной страсти,
Нет покоя у пылких сердец!
Поэт деликатно открывает читателю мир чувственной любви мужчины и женщины («… нескромность / Моих чувств ошалевших и рук»). Вот она - фатальная сила любви, которой не помеха - ни годы, ни расстояния. Лирический герой Постникова всё понимает: и греховность запретной любви, и грядущую расплату, но уповает лишь на Бога, ибо кто простит нам наши прегрешения? - Только Бог! И единственным оправданием при встрече с ним будет - Любовь. Ибо Бог и есть Любовь. Только Он смог вдохнуть это чувство в человека, и только Господь может судить человека за порочную любовь.
На устах горячий привкус солнца,
И пылают жаркие уста.
Не судите люди стихотворца,
Что целует в тайные места.
Не судите, и не надо лести,
Лишь любовь влюблённому судья.
Ничего, что ходим мы не вместе, -
Но стоит у пристани ладья.
Нас ли ждёт, или ещё кого-то,
Только Богу суждено всё знать.
И открыты звёздные ворота,
И прекрасно тайно целовать…
И теперь уже не страшат ни прожитые годы, ни будущее свидание с Вечностью, ибо к поэту пришла высокая неземная Любовь в самом что ни на есть чувственном, земном воплощении.
Что краше: хула, восхищенье?
Рассудок творит бытиё.
Но нет мне земного прощенья
За плотское чувство моё.
Мне нравятся стройные ножки,
Округлые бёдра девчат.
И вновь неземные сапожки
По сердцу мужскому стучат.
О, это земное влеченье!
Откуда такая напасть?..
Да, женщины - сердцу мученье,
Но с ними вовек не пропасть.
И никакая сила не остановит любовный порыв поэта, не потушит огонь его безоглядной страсти, ведь рядом - желанная и любящая женщина.
Распустилась сирень без оглядки,
Заискрились росою цветы.
Ты разденешься снова украдкой,
Чуть стесняясь своей красоты.
Позабудутся строгие нравы,
Сколько можно себя истязать?!
Будут шёлком постелены травы,
Будешь жадно меня целовать.
Но где начинается и где заканчивается любовь? Почему чувства порою недолговечны? Осмысление любви как трагедии - одна из сущностей поздней любви.
За окном ночь разлуку пророчит,
И метель несказанно метёт.
Ничего, что душа кровоточит, -
Это утром, надеюсь, пройдёт.
Голова тяжела и разбита.
И не сон её клонит на грудь.
Резанула по сердцу, как бритвой,
Бросив злое: «Навеки забудь!»
Я забуду разлуку и встречи,
Все печали уйдут чередой.
И не вечер ещё мне, не вечер,
Хоть на улице ветер седой…
(«Седой ветер»)
Такие образы, как «душа кровоточит», «седой ветер» являются превосходными поэтическими находками Вячеслава Постникова.
Глубокая исповедальность и болезненность чувств пронизывают любовную лирику автора. Но мир чувственной любви - это земное воплощение небесного общения любящих душ. И неважно, как скоро придётся уйти «за кромку зари»:
Говори что-нибудь, говори.
Наши годы уносятся лихо.
Может, скоро за кромку зари
Уберусь я спокойно и тихо.
Разве наша в печалях вина,
Что уходит любовь раньше срока? -
И не знает моя седина
Злую дату зловещего рока.
А пока говори, говори, -
Ведь согреты теплом наши руки.
Не завянут букеты зари,
Не затихнут небесные звуки.
В своих переживаниях поэт отдаёт себе отчёт, что его любовная лирика - это выражение внутренних страданий, выражение своей огненной любви к женщине, в конце концов - самовыражение, как мастера слова. Но ведь поэзия, прежде всего, призвана выражать любовь к Богу через земную любовь к женщине.
И потому, освобождаясь от вериг кипящих страстей, он обращает взор на Небеса, дабы воздать хвалу Господу нашему за великий дар, коим Бог облагодетельствовал мужчину, - чувство любви к женщине.
Всё проходит - и страсть, и надежды.
Только звёзды рождаются вновь.
Я не буду любимым, как прежде,
Но живёт неземная любовь.
День всё также и ярок, и жарок,
И горластое лето шумит.
А любовь - это Божий подарок,
От которого сердце щемит.
Пусть и далее - ещё много-много лет - душа поэта печалится и радуется, восторгается и страдает в любви к женщине, ибо настоящая поэзия - это любовь, воплощённая в стихах.
Игорь ВИТЮК,
секретарь Правления Московской областной организации Союза писателей России,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации