Я всегда с замиранием сердца и с неизбывном надеждой на новые поэтические открытия беру в руки книги рязанских поэтов, ибо что-то волшебное и неземное есть в рязанской земле, ибо только Рязанская Земля родила для Мира и Вечности величайшего певца любви, природы, родного края, Великой России - Сергея Александровича Есенина. И в каждой строчке рязанских поэтов мы ощущаем эту безбрежную и безоглядную есенинскую ширь, эту одновременно и земную, и небесную любовь к женщине.
Поэт-рязанец Алексей Бандорин сравнительно недавно вошёл в русскую поэзию, но сразу же запомнился читателям, критикам, коллегам по поэтическому цеху своим неповторимым голосом и узнаваемой интонацией.
Любовь - это главная тема его новой книги «Всё начинается с тебя!: любовная лирика» (Рязань: Изд-во «Старт», 2015), да и всего поэтического творчества.
Пять минут до начала лета,
Пять минут до конца весны…
Ты же вовсе не знала об этом,
Ты смотрела цветные сны.
…
Ты глаза широко открыла,
Ты за шею меня обняла…
Как давно это, милая, было,
А всего-то лишь Вечность прошла.
Вечность, как непознаваемая человеческим разумом категория, существует вне времени, вне пространства и вне нас самих. Но Вечность неотделима от Любви, и если Господь дал человеку счастье познать большую Любовь, то эта любовь становится достоянием Вечности и делает нашу Землю чуточку лучше, чуточку гармоничной. Ведь Бог - это и есть Любовь!..
Через истинную любовь к женщине человек душевно прозревает, видит свою земную греховность, но при этом плачет и кается, ибо любовь открывает Божественное начало в человеке, помогает ему обрести самого себя.
Забываю тебя, забываю:
Если снишься, глаза открываю.
Открываю глаза, горько плачу:
Ничего без тебя я не значу.
В Заполярье души, в полосе отчужденья -
Никогда мне не будет прощенья.
Стихи Алексея Бандорина по-есенински напевны и афористичны, читая их, невольно восхищаешься: почему я сам не смог так сказать о любви:
Мы о любви так мало знали.
И в суете томящих дней
Любовью часто называли
Мечтанья сладкие о ней.
Мы обижались друг на друга,
Мы часто ссорились с тобой…
Чтоб всё понять - нужна разлука,
Чтоб всё простить - нужна любовь.
Земная любовь - это не только радость бытия, но и тревожное ожидание неизбежной разлуки, и только любовь к Богу спасает нашу душу в круговороте любовных страстей.
Боже мой Праведный, Ты ль не дороже
Наших земных, повседневных страстей,
Но плакала ночью, летя бездорожьем,
Знакомая стая диких гусей...
Боже мой Праведный, надо ж такое:
Женщина эта любит меня,
Любовию чистой, почти неземною,
В глазах её столько мольбы и огня.
Боже мой Праведный, дай обмануться,
Всё понимаю не хуже тебя:
Гуси весною ранней вернутся,
Но женщина раньше исчезнет, скорбя.
Читая любовную лирику Алексей Бандорина, невольно вспоминаешь ставшую хрестоматийной историю любви и жития Петра и Февронии. Именно на рязанской земле родилась знаменитая Феврония, излечившая любовью князя Петра от душевных и телесных болезней. В 1547 году Пётр и Феврония были канонизированы Русской православной церковью, а день их смерти стали отмечать как День супружеской любви и семейного счастья. С тех пор русский человек открыл для себя, что и муки, и радость любви земной, есть пролог к вековечной любви Небесной.
Ах, Боже мой, какая мука,
Ах, Боже мой, какая боль -
Невыносимая разлука,
Неисцелимая любовь!
Как и многие поэты, Алексей Бандорин в своём раннем творчестве при помощи поэтических средств выражал свою любовь к женщине, то есть стихи во многом были - средством самовыражения (в том числе и литературного).
Но с годами его творчество стало, прежде всего, выражением любви к Богу через слова любви к женщине. Такой внутренний перелом, я бы даже сказал - духовное Воскрешение, по силам очень немногим поэтам. Да, с годами можно стать мастером слова, безупречно владеть поэтическим ремеслом, но если поэт не нашёл своей дороги к Всевышнему, если не может выразить любовь к Богу словами, то он останется лишь талантливым версификатором, умеющим щегольнуть красивыми образами, необычными рифмами или оригинальными мыслями.
А вот Алексею Бандорину Господь даровал судьбу, которая через любовь Небесную помогла обрести ему и счастье земное. Слово «судьба» по своему происхождению составное, - сокращённый вариант словосочетания «Суд Бога». И вот каждый Божий день поэт проживает, как непрестанный Божий суд.
Зачитал я судьбу до дыр,
Зачитал до зевоты, до слёз,
Столько раз на мороз выходил
Под оснеженный шелест берёз.
Всё в ней мило, как Божий день,
Всё в ней жутко, как Божий суд,
Всё желанно, как детская лень,
Всё постыло, как рабский труд.
Все дороги ведут в Рим,
Но приводят всегда на погост.
Все молитвы горчат, как дым,
Но всегда достигают звёзд.
Через молитву поэт ищет спасения. И через любовь к Христу находит себя в нашей непростой земной жизни. Казалось бы, за что любить нас, многогрешных? Но именно за нас Спаситель принял смерть и мучения, дав нам шанс стать настоящими людьми и обрести Спасение.
За что любить? Ничтожной нет причины.
И сам я плох, как волка ни корми…
Но принял смерть за нас Христос невинный
И дал нам шанс, чтоб стали мы людьми.
И дай Бог, чтобы Алексей Бандорин и в дальнейшем радовал нас новыми стихами, ибо не оскудела талантами Земля Рязанская, и жаждет человеческая душа прильнуть, как чистому роднику, к живому поэтическому слову.
Игорь ВИТЮК,
Заслуженный работник культуры Российской Федерации