Рецензия на книгу «Живая вода времени» в газпромовском журнале

Mar 16, 2011 23:03




В журнале «Фактор времени» № 1(1)/2011 (март 2011, пилотный номер журнала), выпускаемом Межрегиональной профсоюзной организацией ОАО «Газпром», опубликован сокращённый вариант рецензии Игоря Витюка «И золотые будут времена» на книгу «Живая вода времени» (Сборник рассказов, стихов, философских статей. М.: изд. «Газоил пресс», 2009 - 376 с.).

И золотые будут времена

Сборник «Живая вода времени», не так давно выпущенный издательством «Газоил пресс», представляет творчество членов «Творческого объединения литераторов газовой промышленности». В нем представлены рассказы таких известных, общепризнанных профессиональных писателей, как Владимир Крупин, Владимир Гусев, Александр Торопцев, Иван Подсвиров, Владлен Дорофеев, Михаил Зубавин, Валерий Иванов-Таганский… Рядом с ними публикуются прозаические произведения Вениамина Марченкова (Сургут), Владимира Плотникова (Самара), Бориса Касаева (Ямбург), Ивана Цуприкова (Югорск), Александра Росторгуева (Краснодар), Алексея Поповича (Краснодарский край), Татьяны Булгаковой (Ямбург), Натальи Крестовской (Ямбург), Вячеслава Смоленского (Тюмень), Галины Вершининой (Уренгой) - это люди, работающие на предприятиях «Газпрома», но заявившие о себе как личностях литературно одаренных, талантливых, и главное, уже не раз доказавших свою творческую состоятельность публикацией материалов в самых разных российских изданиях, и прежде всего в художественно-публицистическом альманахе «Литературный факел», открывшем многие из этих дарований.

В книге представлена и поэзия. Принцип публикации тот же: маститые поэты - Лев Котюков, Владимир Бояринов, Максим Замшев, Евгений Аверьянов, Иван Голубничий и газпромовцы - Арсений Анненков (Москва), Серго Степанов (Москва), Надежда Балабанова (Москва), Людмила Францевич (Анапа), Елена Нечаева (Краснодар), Татьяна Юрова (Москва). В конце сборника помещено философское эссе профессора, преподавателя МГУ Петра Калитина.

Открывает книгу рассказ Владимира КРУПИНА «Сталинская дача», пронизанный чувством вины современников за предательство своей великой истории, за отречение от деяний своих предков. Значительная часть рассказа - это неспешно разворачивающийся репортаж с элементами политической эссеистики о посещении автором некоей научно-практической конференции на темы морали и религии. Место действия - сталинская дача под Сочи, которая ныне выполняет функции элитной гостиницы…
А нужно ли нам знать свое будущее?

Ведь «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». В рассказе Владимира ГУСЕВА «Игра» гадалка напророчила главному герою (33-летнему советскому интеллигенту-филологу) смерть на 40-м году жизни. Как жить с таким прогнозом? Буквально за несколько дней до этой даты главный герой узнает, что в авиакатастрофе разбился самолет, в котором мог оказаться он сам. Получается, что пронесло. Не все мрачные прогнозы сбываются…

Не об этом ли размышляет поэт Лев КОТЮКОВ в представленном в книге стихотворении «В незримых снах»:

Я вижу незримые сны -
И бесится время слепое.
Но пенье погибшей волны
Всё явственней в гуле прибоя.

Оптимистичен и созвучен ему в творчестве поэт Иван ГОЛУБНИЧИЙ, когда пишет:

…И золотые будут времена,
И прорастут иные семена
Побегом мощным, что не удержать.
И будет добрым этот урожай,
Питающий размеренную жизнь…

Да, русский поэт без темы жизни и смерти не был бы русским поэтом. Дань этой теме отдает и Владимир БОЯРИНОВ, относясь к ней и без ложного оптимизма и не вдаваясь в пессимизм.

Не надо всем сходить с ума,
Когда воочию увидишь:
Жизнь - ясно дело - не тюрьма,
Но из нее живым не выйдешь.

В рассказе Александра ТОРОПЦЕВА «Уравнение Максвелла и маленькая трубочка в небо» река времени как бы уводит читателя в то самое небытие, где жизнь и смерть неразличимы, где в скудной жизни глухого подмосковного поселка замысловатое уравнение Максвелла описывает вовсе не движение каких-то неведомых электромагнитных волн, а законы жизни и смерти. В этом «уравнении» нелепая и несправедливая смерть шестилетнего ребенка становится «решением уравнения жизни» для одномоментно взрослеющего студента. Чем глуше голос общественных свобод, тем громче биение сердца писателя, тем выше значение творчества. И, даст Бог, спасется Россия своей великой литературой, преодолеет потаенную смуту в беспокойной душе. Не о том ли сетует поэт Сергей СОКОЛОВСКИЙ:

Ангел, прости мне молчанья минуту,
Слезы скупые надеждой утри.
Видно, душой я предчувствую смуту,
Смуту снаружи и смуту внутри.

Ох, уж эта русская смута! Как может не идти о ней разговор в литературе, если в девяностых - начале двухтысячных наши дети хлебнули такого лиха. Рассказ «Джохар» Владлен ДОРОФЕЕВ посвятил тем самым детям, что бежали от холода, голода и всех других неурядиц с российских окраин в сытую столицу. Такова судьба его героя - оставшегося без родителей тринадцатилетнего русского мальчика по имени Джохар, чудом сбежавшего от бомбежек в Чечне в Москву, окунувшегося в бездомный мир московского детства, в котором тоже идет война «всех против всех». Война описана и в рассказе «Прощай, лейтенант…» прошедшего Афганистан Ивана ЦУПРИКОВА из Югорска, и в рассказе «Ложкин и Тучин» Бориса КАСАЕВА из Ямбурга. Ей посвящены и отдельные стихи некоторых авторов. В целом сборник являет собой тесное содружество профессиональных мастеров слова и тех, кто совмещает в себе увлеченность работой газовика с литературным творчеством.

Игорь ВИТЮК

ПОЭЗИЯ, Творческое объедин-ие литер-ов Газпрома, -ВИТЮК Игорь - рецензии на произведения, Крупин Владимир Николаевич, Проза, Газпром, Торопцев Александр, Журнал_Фактор времени, Гусев Владимир Иванович, КОТЮКОВ Лев Константинович, Книга_Живая вода времени, Дорофеев Владлен

Previous post Next post
Up