Один из читателей статьи «Доигрались…» (
http://igor-vityuk.livejournal.com/15670.html) задал мне вопрос на сайте Pushkino.tv (
http://forum.pushkino.tv/index.php?s=&showtopic=3757&view=findpost&p=106220 ) о том, почему же, всё-таки, действующий заместитель руководителя администрации Пушкинского района Михаил Перцев снял свою кандидатуру с конкурса на замещение должности руководителя администрации района. Мне казалось, что в указанной выше статье с помощью намёков я объяснил всю ситуацию. Но, как оказалось, мои намёки не совсем понятны. Конечно, я и так не очень уютно себя чувствую, когда пересказываю кулуарные разговоры, не предназначенные для широкой публики. Но придётся продолжить.
И здесь у меня два оправдания:
- Во-первых, когда наши районные депутаты придумывали такую непрозрачную процедуру избрания «главы районного правительства» (сказано по аналогии с тем, что Глава района - «районный президент»), то должны были понимать, что вопрос назначения кандидата на вторую по значимости должность (а в некоторых моментах - на первую по значимости) всегда будет интересен нашим избирателям, которых, де факто, лишили возможности влиять на назначение первых лиц района. Поэтому, пусть пушкинцы хотя бы знают: как и почему это происходит, пусть и без их участия.
- Во-вторых, эту информацию я не получаю от людей, упоминаемых в моих статьях. Поэтому у меня нет моральных обязательств перед героями моих публикаций. Обычно, люди, которые избегают своего упоминания в публичных СМИ (к числу которых относятся: и мой блог в ЖЖ, и сайт Pushkino.tv), сами меня просят не упоминать их фамилий, и я, как правило, иду им навстречу. Здесь таких просьб не поступало, а поэтому я отвечу на вопрос пользователя rash сайта Pushkino.tv.
Итак:
- Кандидатуру Маргариты Смайловской на должность руководителя администрации поддерживал новый Глава Пушкинского района Андрей Кузьменков, подконтрольные ему главы поселений (7 из десяти), которые и определяют решение районного Совета депутатов. Перечисленные должностные лица входят в неформальную команду депутата Госдумы, видного единоросса Дмитрия Саблина. Но кандидатура Смайловской не вызывала восторга у членов правительства Московской области и руководства Мособлдумы (председатель Думы - видный единоросс Игорь Брынцалов).
- Кандидатуру Михаила Перцева, курирующего социальный блок в районной администрации, выдвинула из своих рядов сплочённая управленческая команда Виктора Лисина, которая и поныне задаёт тон в районной (не говоря уж о городской) администрации. Руководство Мособлдумы также поддерживало эту кандидатуру. В правительстве Московской области не возражали против этой кандидатуры. Но категорически против назначения Михаила Перцева руководителем администрации выступили Глава района Андрей Кузьменков и подконтрольный ему районный Совет депутатов. Свою позицию они обосновывали тем, что Михаил Перцев неплохо зарекомендовал себя в качестве заместителя, занимающегося социальными вопросами. но в финансово-экономических вопросах он не имеет ни опыта, ни соответствующих знаний. И в этом плане Маргарита Смайловская является более сильным специалистом. В том числе шли ссылки на результат так называемого «экзамена» (http://news.pushkino.tv/index.php?mod=news_more&id_item=4826&show_comm=1) в рамках конкурса на соискание должности руководителя администрации.
Таким образом, сложилась тупиковая ситуация. Пушкинский районный Совет депутатов готов утвердить кандидатуру Смайловской, но которая не устраивает руководство области. А Михаила Перцева, устраивающего областные власти, ни в коем разе не будет назначать Пушкинский районный Совет депутатов.
Поэтому у и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьёва не было другого выхода, как волевым решением разрубить этот «гордиев узел». Если местный районный Совет не способен к компромиссам, то такой компромисс будет предложен «сверху».
На должность руководителя администрации района Андрей Воробьёв предложил менеджера-хозяйственника из своей команды (речь шла о тридцатидвухлетнем господине Орлове). Главы поселений, присутствовавшие на встрече с и.о. губернатора Андреем Воробьёвым не осмелились возражать. Там же прозвучала «губернаторская рекомендация» снять свои кандидатуры с конкурса и Маргарите Смайловской, и Михаилу Перцеву. После чего их покровители довели до них эту информацию. Соответственно, Смайловская и Перцев оперативно отозвали свои заявления на участие в конкурсе. В числе претендентов остался только «технический кандидат» Андрей Зайцев. А по Положению о конкурсе, если в нём участвует всего один кандидат, то конкурс должен быть отменён. Поэтому Совет депутатов Пушкинского района и отменил конкурс. Новый конкурс, как я уже писал, будет проходить (ориентировочно) до 20 января 2013 года.
Теперь несколько слов о моей личной позиции по отношению к произошедшему.
Я поддерживаю решение и.о. губернатора Андрея Воробьёва по следующим причинам:
- Муниципальная власть на местах должна заниматься управлением своими территориями, а не околополитическими интригами. Главы поселений, у которых в своих поселениях дел невпроворот, видимо, ощутили себя крупными политическими игроками. Им нужно было указать их реальное место.
- Если местные политики не способны путём переговоров прийти к компромиссу в таком, не сам сложном, вопросе, как назначение руководителя районной администрации, то принятие решения по этому вопросу нужно переводить на более высокий уровень. Да, это означает введение элементов «ручного управления» Пушкинским районом. Но что делать? - именно таких глав поселений в результате так называемых выборов избрали наши жители в 2009 году. И тут нашим читателям я напомню одну вещь. Многие (прежде всего, оппозиционеры) возмущаются тем, что у нас в стране Президент осуществляет управление страной порою в «ручном режиме». А вы посмотрите: как можно действовать иначе? - при таком качестве местных элит (в случае с Президентом - региональных и отраслевых элит). До тех пор, пока во власти в России большинство составляют «советские политики и хозяйственники», - по другому с ними - нельзя!
- Когда администрацию района возглавит человек из команды Андрея Воробьёва, то:
- у местных начальников резко уменьшится манёвр для злоупотреблений;
- чувствуя поддержку губернатора, этот руководитель администрации сможет принимать реальные управленческие решения, затрагивающие интересы местных элит, не опасаясь какого-либо открытого противостояния с их стороны;
- с теми из представителей элит, кто будет тихо саботировать его решения, он сумеет разобраться при помощи областных властей;
- вместе с новым руководителем администрации придёт его новая команда, которая несколько «разбавит районное управленческое болото», которое с минимальными изменениями существует ещё с советских времён;
- к 2014 году новый руководитель сумеет сформировать свою управленческую команду, в которой будут и кандидаты на должности глав поселений на выборах 2014 года;
- если в законе ФЗ-131 появится норма об ОБЯЗАТЕЛЬНОМ всенародном избрании глав муниципальных районов, то этот руководитель администрации станет главным претендентом на должность Главы Пушкинского района;
- благодаря тому, что руководитель администрации будет человеком из команды губернатора Московской области, Пушкинский район получит возможность привлечения дополнительных финансовых ресурсов и откроются новые возможности для участия в областных и федеральных целевых программах.
Ну, и пожелание от себя лично будущему руководителю администрации Пушкинского района. В качестве двух «первых» заместителей руководителя администрации, на мой взгляд, целесообразно принять на работу:
- Маргариту Смайловскую, - пусть на практике, под контролем независимого управленца, реализует в районе свою экономическую программу, о которой она так много говорила во время предвыборной кампании по выборам Главы города Пушкино 14 октября;
- Михаила Перцева (его принимать на работу не нужно, а нужно лишь - продлить контракт) - пусть и дальше занимается блоком социальных вопросов.
В этом случае - всем будет дана возможность реализовать свои идеи, а наличие двух «первых» заместителей, пристально контролирующих работу друг друга, пойдёт только на пользу Пушкинскому району и его жителям.
Тут мы получим классическую схему, когда одна часть элиты, контролирует другую. В своё время принцип разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная) был введён в конституции Римской республики, затем теоретически разработан в веке британским либералом Джоном Локком, французским просветителем Шарль-Луи Монтескьё и др. философами-социологами. Этот принцип нашёл своё отражение практически во всех конституциях современных государств, в том силе - и в Конституции Российской Федерации. Но, учитывая, что Россия сейчас находится в переходном периоде (его длительность я оцениваю в полвека) формирования настоящего правового и демократического государства, то любая конкуренция внутри элит (пусть, даже и в рамках одной партии,- «Единая Россия) - только на пользу обществу.
И хочу обратить внимание на такой нюанс: все истошные крики наших районных оппозиционеров-правозащитников в отношении того, что народ сам сможет контролировать власть - не более чем утопия. Народ нигде в мире не контролирует власть (он её избирает), а самый действенный контроль - это контроль одних элит за другими. В идеале - во всех трёх ветвях власти. Но у нас на практике - есть определённые «местные» особенности для России, для каждого региона и муниципалитета.
Поэтому, если уж появляется возможность даже внутри одной ветви власти, даже внутри одной партии, - создать конкуренцию групп элиты, то это уменьшает вероятность чиновничьих злоупотреблений и административного застоя.
Игорь ВИТЮК,
член политсовета Московского областного отделения и председатель Исполкома Пушкинского отделения партии «Правое дело»