Есть такие спектакли, после которых с одной стороны, хочется быстрее избавиться от впечатлений, перевести их в живую речь или выплеснуть на бумагу, потому что они живут в тебе и не дают думать ни о чем другом. С другой стороны, впечатления от таких вещей я холю и лелею, потому что в них есть то, за что я в принципе люблю театр - тайна, загадка, чудо. Сейчас речь пойдет именно о таком спектакле.
Время от времени я устраиваю в Москву театральные выходные, в субботу иду в один театр, в воскресенье - в другой. Так же случилось и в этот раз. Не буду говорить ничего про первый спектакль, кроме того, что меня поразили восторги людей в зрительном зале, я его не испытывал (за исключением момента, когда на сцену вышло двое детей, это была единственная, наверное, сцена, когда я увидел на сцене жизнь, а не паясничание).
В воскресенье же я пошел в Театр.doc. По меньшей мере, странно, что после десятков прочитанных рецензий, разнообразных отзывов и видео я добрался до этого театра только сегодня. От Рязани до Москвы ехать-то всего три часа.
Я смотрел детский спектакль «ГОГОЛЬ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ», соответственно большая часть зрителей в зале были дети. В первом акте три актера разыграли повесть «Вий», во втором - «Тараса Бульбу». Прелесть спектакля в невероятной свежести, в удивительной точности и органичности существования актеров на сцене. Авторский (гоголевский) текст смешивается с актерской импровизацией. Какие-то нюансы спектакля рождаются здесь и сейчас. Готовьтесь к интерактивности. Зрители постоянно вовлекаются в процесс: им задают вопросы, их назначают героями. (Я, например, дважды становился Андрием - сыном Тараса Бульбы.) При этом спектакль все равно остается театральным зрелищем, а не аниматорскими штучками.
Некоторые моменты вызывали у меня такой невероятный восторг и радость, что я думал, что меня просто разорвет изнутри )) Например, в «Вие» Панночка «выходит» из образа, становится актрисой Олесей, жалуется на то, что у нее маленькая роль и просит ее увеличить. Другие актеры со вздохом соглашаются на это.
Даже если вы знаете (а я надеюсь, что вы знаете) сюжеты «Вия» и «Тараса Бульбы», то на спектакле вас все равно ждет много неожиданных моментов, необычных решений, чудесных превращений. При этом все это делается с минимумом реквизита, но вовлеченность/увлеченность актеров такая, что ты видишь все: и церковь, и гроб, и Вия, и степь, и улицу, и грязь. В этом-то чудо театра и заключается!
P.S. Трейлер спектакля на youtube сопровожден таким комментарием: «С лета 2012 года Театр.doc совместно с Департаментом по культуре и Департаментом образования города Москвы успешно осуществляет программу популяризации русской литературы -- «Шедевры классики для школьников», делая русскую классику и ее героев более близкими и понятными современным школьникам». Подтверждаю: спектакль «ГОГОЛЬ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» с этой задачей справляется. Во время антракта дети играли на сцене в панночку, заходили в меловой круг и активно обсуждали то, что они только что увидели.
Click to view