Jan 30, 2016 23:12
7 песня ада. Данте с Вергилием спускаются в четвертый круг. (На их пути Плутос - т.е. греческий бог богатства, который встречает их непонятным криком "Pарe Satan, рарe Satan aleppe!") и дальше они видят огромную толпу людей , вернее две толпы, двигающихся по кругу. Каждый человек в этих толпах толкает перед собой огромный воз.
Две эти толпы поминутно сталкиваются, как волны, и расходятся. Затем снова сталкиваются и расходятся. И в момент столкновения, эти обремененные телегами люди кричат друг-другу: «Perché tieni?» , «Perché burli?» (зачем копить? Зачем транжирить?)
И нам становится ясно, что четвертый круг, это круг связанный с деньгами, богатством (Плутос) и перед нами с одной стороны скупцы (бесконечно копившие деньги и теперь тащащие их перед собой), а с другой - моты, расточители (опять же вынужденные тащить на себе в аду то, что на земле расточили).
Данте, еще не понявший кто перед ним спрашивает Вергилия и тот отвечает: «Tutti quanti fuor guerci / sì de la mente in la vita primaia, / che con misura nullo spendio ferci “ ("Все те, кого здесь видит взгляд, / Умом настолько в жизни были кривы, / Что в меру не умели делать трат - пер. Лозинского).
Все это (не только слова, но вообще вся картинка целиком) кажется мне едва ли не лучшим определением того, что такое мера. Определением совершенно в духе Дао-де-цзина. Потому что мера в этой картинке не просто некая правильность понимания, знание границ или умение балансировать между «еще не» и «уже слишком», но (в самом буквальном смысле) - ничто. Пустота. чистое отсутствие
Все что сверх меры или (если так можно выразиться) до нее не достает , т.е. и все что скоплено, и все что растрачено, и недостаток и переизбыток - что-то. Воз, который мы вынуждены тащить на себе дальше