Панк посеял семена бунта и хаоса. Большая часть экспериментальной музыки, появившейся в последующие годы, была связана с идеей освоения открывшихся горизонтов. Готика взяла в руки косу - и двинулась в область мрачных подтекстов и загадочного звукового ландшафта.
Готик-рок в значительной степени опирается на минорные аккорды и характеризуется печальными мелодиями, углубляясь с поэтической утончённостью в такие пограничные аспекты человеческого бытия, как тоска, нигилизм, болезненность и чувство сверхъестественного. Двери в неведомое вот-вот раскроются...
Bauhaus «Bela Lugosi's Dead» (1979)
Click to view
Первый сингл группы Bauhaus - опытный образец зарождающегося жанра, задавший направление многим последователям. Девятиминутное посвящение актёру Беле Лугоши - лучшему экранному Дракуле в истории - оформлено в виде тревожной мантры, во время которой Питер Мёрфи поёт строки вроде «Летучие мыши покинули колокольню, жертвы обескровлены». Ночная жизнь нежити ещё ни в одной песне не выглядела настолько живописной!
The Cure «A Forest» (1980)
Click to view
Готика - синоним излишества: слишком много эха, слишком много драмы, слишком много макияжа. Но «A Forest» представляет собой шедевр минимализма. Это неуютный, угловатый мир, далёкий от других знаковых работ The Cure. Четыре ноты синтезаторной партии, контрапункты баса и гитары, ритм, который усиливает ощущение, что это странное путешествие может длиться вечно. «Лес» простирается от горизонта до горизонта - мрачный, как голые зимние ветви на фоне серого неба.
Joy Division «Atmosphere» (1980)
Click to view
Выпущенный через несколько месяцев после самоубийства вокалиста Joy Division Йена Кёртиса, сингл «Atmosphere» вознёс пост-панк на новую высоту.
Холодные аккорды в сочетании с видео Антона Корбайна с безликими фигурами в балахонах изображают символическую погребальную процессию, во время которой Йен Кёртис торжественно выводит: «Не уходи в тишине».
Басист Питер Хук писал: «Многие говорят, что это их любимая песня Joy Division, но это не для меня. Она слишком напоминает мне Йена, похожа на его марш смерти или что-то в этом роде. Похоже, это одна из самых популярных песен, которые можно сыграть на похоронах».
The Birthday Party «Release the Bats» (1981)
Click to view
Ник Кейв и The Birthday Party были постоянными посетителями лондонского клуба «Batcave», который сыграл важную роль в генезисе готики. Песня «Release the Bats» была задумана как самопародия, но, как это часто бывает, карикатура лишь подчеркнула сильные стороны группы: расстроенный гитарный скрежет, визг Ника Кейва на грани истерики и энергия хаоса, которая помогает слушателю почувствовать, что на него вот-вот набросится рой летучих мышей.
Продюсер Ник Лоуни рассказал о работе с группой: «Они вошли с таким видом, словно не спали несколько дней. Все элегантно одетые в чёрное, как будто только что пришли из церкви, но, возможно, церковь представляла собой руины с крысами, и они не мылись неделями. Записывать песню под названием "Освободи летучих мышей" с людьми, похожими на вампиров, было чертовски интересно!»
Siouxsie and the Banshees «Spellbound» (1981)
Click to view
Сингл «Spellbound» бурлит маниакальным бренчанием акустической гитары Джона Макгиоха, громовыми барабанами, туманными, как мираж, очертаниями аккордов и полным драматизма голосом Сьюкси Сью, поющей о смехе, который пробивается сквозь стены: «Я всегда думала, что одной из наших самых сильных сторон является способность создавать напряжение в музыке и выбранных темах».
Virgin Prunes «Baby Turns Blue» (1982)
Click to view
Ирландцы Virgin Prunes были в большей степени артистами перформанса, чем рокерами. Их концерты представляли собой грандиозные зрелища с реквизитом в виде свиных голов, канделябров и ржавых частей кукол. Ранние альбомы команды были полны хаотичных импровизаций, записанных с одного дубля. Но пластинка 1982 года позволила отточить присущую Virgin Prunes сильную музыкальность.
Cocteau Twins «Blood Bitch» (1982)
Click to view
В первом треке дебютного альбома Cocteau Twins «Garlands» Элизабет Фрейзер использует своё вибрато, как циркулярную пилу. С фоном в виде гитарного шквала Робина Гатри и хриплой басовой партии Уилла Хегги вокалистка задаёт настроение шабаша нарочито неразборчивым пением об алтарях, колодцах и женщинах в крови. Ещё в 1982 году Cocteau Twins вскрыли рану, которая до сих пор не готова закрыться.
This Mortal Coil «Song to the Siren» (1983)
Click to view
По любым меркам This Mortal Coil были чем-то необычным: супергруппа, состоящая из артистов лейбла 4AD, возглавляемая основателем и продюсером компании Иво Уоттс-Расселом, исполняла каверы. Несмотря на явно не готическое происхождение песен, атмосфера была вполне в духе: мерцающие струнные, печальный голос словно с того света, слои реверберации.
Особенно выделяется кавер песни «Song to the Siren», которую фолк-трубадур Тим Бакли записал для альбома «Starsailor» (1970). Чистый тон электрогитары создаёт головокружительный фон для вокала Элизабет Фрейзер из Cocteau Twins, которая сосредотачивается на сути: «Вот я, жду, чтобы обнять тебя».
Killing Joke «Love Like Blood» (1985)
Click to view
Killing Joke начали с панка, прежде чем перейти на тёмную сторону по воле фронтмена Джаза Коулмана, жаждущего отразить в творчестве мрачную бесплодность окружающего мира. Ставшая настоящим радио-хитом песня «Любовь как кровь» основана на произведениях японского писателя Юкио Мисимы: «Мне понравилась его концепция письма кровью. Это абсолютная искренность. Ты - это твоё искусство, ты должен олицетворять своё искусство».
Clan of Xymox «A Day» (1985)
Click to view
Лейбл 4AD выпестовал готик-рок. В конце концов, запись Bauhaus была одним из первых релизов. Голландская группа Clan of Xymox пришла в компанию через Dead Can Dance, выступая у тех на разогреве. На своём дебютном альбоме музыканты создали уникальное звучание - более гладкое и танцевальное, чем у большинства современников. «A Day» нервно колеблется между готикой, новой волной и будущим техно. Доказывая, что вселенская печаль и танцпол не обязательно исключают друг друга.
The Mission «Wasteland» (1986)
Click to view
Когда Уэйн Хасси и Крейг Адамс расстались с The Sisters of Mercy после выпуска дебютного альбома в 1985 году, никто не был готов к тому, что последовало дальше. «Wasteland» - заглавная песня с первого альбома новой группы The Mission - доказала, что Хасси сам по себе был величиной. Команда подтолкнула готическую моду в новом направлении - более рок-ориентированном и психоделическом.
The Sisters of Mercy «Dominion» (1988)
Click to view
Выбрать лучшую песню The Sisters of Mercy непросто, но «Dominion» из альбома «Floodlands» - абсолютная вершина. Барабанный бит вводит в состояние гипноза, а припев достаточно грандиозен, чтобы заполнить пространство собора. Проект Эндрю Элдрича мог бы привлечь больше поклонников, но упорное нежелание смягчать подход и идти на поводу у коммерции сделало The Sisters of Mercy готическими иконами.
Басистка Патрисия Моррисон присоединилась к группе в середине 1980-х, дополнив эстетику властным вокалом, чёрными ногтями, зачёсанной назад шевелюрой и кроваво-красными губами.
Dead Can Dance «The Host of Seraphim» (1988)
Click to view
К тому времени, когда Dead Can Dance выпустили свой прорывной трек «The Host of Seraphim», готика уже охватывала всё от синти-попа до хард-рока. Дуэт австралийского происхождения добавил в микс эмбиент и ближневосточные мотивы, объединив разрозненные влияния таким образом, что это казалось не только естественным, но и почти неизбежным процессом.
Синтезаторные текстуры, раскаты барабанов и напевный вокал вокалистки Лизы Джеррард наполнены потусторонни великолепием. Эффект подобен сцене из фильма, герой которого, блуждая по бесплодной пустыне, натыкается на изваяние инопланетного происхождения.
The Cure «Disintegration» (1989)
Click to view
Вклад The Cure в готик-рок был не просто новаторским, но преобразующим. Команда углубилась в темы экзистенциализма, изоляции и самоанализа. Замысловатые мелодии, неземное звучание гитар и рыдающий вокал Роберта Смита задали самую атмосферную, меланхоличную и поэтическую форму жанра.
«Disintegration» - музыка тёмных ночей, полных мрачных мыслей. Один из критиков писал, что слушать шедевр The Cure 1989 года примерно так же весело, как потерять конечность. Величественный заглавный трек - восьмиминутная ода разбитому сердцу, которая начинается со звука разбитого стекла и завлекает слушателя в звуковой водоворот.
Swans «Failure» (1991)
Click to view
К 1991 году Swans отошли от брутальности своей ранней музыки в поисках чего-то более неуловимого. Шум превратился в мелодию, рёв - в пение, никогда, прочем, не принимая традиционные и привычные формы. «Неудача» - вершина этого периода. Майкл Джира разыгрывает отчаяние почти как комедию, бормоча свои горькие признания всем и никому конкретно: «Я был одинок, / Я был слеп, / Я ничему не научился, / Так что мои руки крепко связаны».
Спасибо за внимание!