Кто вдохновлял Боба Дилана? Глубинное погружение в музыку Гринвич-Виллидж

Sep 25, 2020 12:40





"Наконец я здесь - в Нью-Йорке, городе, похожем на паутину, которую слишком сложно постигать. Я и не собирался. Я приехал сюда, чтобы найти певцов - тех, кого слышал на пластинках", - пишет Боб Дилан в "Хрониках". Предлагаю совершить путешествие в прошлое - и послушать артистов, которые вдохновили Боба Дилана. Поверьте, оно того стоит!



Когда Боб Дилан оказался в Нью-Йорке в январе 1961 года, город служил местом притяжения для битников, богемных поэтов, джазменов, фолковых пуристов, блюзовых музыкантов. И все они тусовались вокруг баров и кафе района Гринвич-Виллидж. А звучало это так.

John Lee Hooker "Boom Boom"



Клуб Gerde's Folk City. Именно там Боб Дилан открывал концерты Джона Ли Хукера в апреле 1961 года. Эта классическая блюзовая вещь, вышедшая на лейбле Vee-Jay, была записана в том же году. Она повлияла на многих. Например, на тех же The Animals.

Joan Baez "There But For Fortune"



Техасец Фил Оукс и Боб Дилан соперничали на сцене Гринви-Виллидж. Джоан Баез знала обоих - и записала эту песню Оукса в 1965 году, через год после того, как она была написана. Эта версия стала хитом в Англии. По иронии судьбы би-сайдом сингла шла дилановская "Daddy, You Been On My Mind".

Eric Andersen "Close The Door Lightly When You Go"



Эрик Андресен родился в Пенсильвании, но был открыт Томом Пакстоном, когда играл в Сан-Франциско. После музыкант перебрался в Нью-Йорк. Подписанный на Vanguard, Эрик Андерсен выступил на фестивале в Ньюпорте в 1964 году, а его песни помогли расширить влияние фолк-бума середины 1960-х. Дилан писал про него: "Эрик Андерсен - великий певец баллад".

Pete Seeger "We Shall Overcome"



Песня, написанная Чарльзом Альбертом Тиндли, была показана Питу Сигеру фольклористом Зилфией Хортон. Этот гимн борьбы за гражданские права 1950-х закрывал сет Дилана в триумфальном выступлении на Ньюпортском фестивале 1963 года. Вместе с ним пели Пит Сигер, Джоан Баез, Peter, Paul And Mary, The Freedom Singers и Теодор Байкел. Эта акустическая версия спета тихо и душевно - по контрасту со знаменитым исполнением в Карнеги-холле 1963 года.

Karen Dalton "Same Old Man"



Дилан: "Больше всего в этом кафе я любил Карен Далтон. Высокая белая блюзовая певица и гитаристка, сексуальная, долговязая и хмурая. На самом деле с нею мы познакомились раньше - еще летом в городке на горном перевале недалеко от Денвера, в фолк-клубе". Эта запись традиционного фолк-номера, сделанная в 1970 году, показывает, насколько крутой была эта девушка из Оклахомы. Только голос, банджо, органный дрон - и жуткая, первобытная, пыльная печаль.

The New Lost City Ramblers "Tom Dooley"



Дилан: "Я много слушал, особенно - The New Lost City Ramblers. Я к ним сразу проникся. Меня в них привлекало все - стиль, пение, звучание". Старомодный струнный ансамбль был образован в Нью-Йорке в 1958 году, чтобы исполнять старинный фолк, госпел и кантри.

Mimi And Richard Fariña "Celebration For A Great Day"



Супер-интеллигентный бруклинский отщепенец, который женился на фолк-певице Каролин Хестер до того, как был захвачен чувствами к младшей сестре Джоан Баез - Мими, - Ричард Фарина был ближайшим компаньоном и источником влияния на Дилана в начале 1960-х. Эта композиция - сочетание архаики и новизны, гитары и дульцимера - близка к дилановским экспериментам по слиянию эстетики разных времен.

Mark Spoelstra "Sugar Babe, It's All Over Now"



Уроженец Калифорнии, Марк Споэлстра перебрался в Нью-Йорк в 1959 году, где он сдружился с Бобом Диланом. Он сам рассказывал: "Мы проводили много времени вместе. У нас было много общего". Это слышно по версии песни "Sugar Babe, It's All Over Now", сыгранной на 12-струнной гитаре, которую Дилан и Споэлстра переняли от техасской блюзовой легенды Мэнса Липскомба.

Dave Van Ronk "Hesitation Blues"



Нью-йоркский марксист, отец-основатель всего движения фолк и блюз-возрождения 1960-х, мастер гитары и один их самых крутых музыкантов на сцене того времени, Ван Ронк любил все от госпела и старого фолка до джаза и водевиля. Для новичка Дилана он был гуру. Мастерство игры на гитаре и яростный стиль пения - основа этой записи 1964 года.

The Foc'sle Singers "Rio Grande"



Детище фолк-певца и коллекционера Пола Клейтона, ансамбль The Foc'sle Singers специализировался на хоровых матросских песнях. Эта версия старой фолк-песни вдохновила Дилана на "Don't Think Twice". Друг и поклонник Дилана, Клейтон покончил с собой в 1967 году, сунув в ванну с водой электронагреватель.

Kenneth Patchen "State Of The Nation"



"Я вышел из дикой местности и по-настоящему влюбился в бит-сцену, в богемную, бибоп-тусовку, это все было связано", - говорил Боб Дилан в 1985 году. Уроженец Огайо, поэт Кеннет Пэтчен жил в Нью-Йорке с 1934 по 1957 годы, являясь одним из зачинателей сцены битников Гринвич-Виллидж. Свои сюрреалистические стихи он обычно читал под аккомпанемент джаза. "На меня это повлияло так же, как Элвис Пресли", - говорил Дилан.

Bukka White "Fixin' To Die Blues"



Кузен Би Би Кинга, гитарист Букер Ти Вашингтон Уайт начал играть на скрипке на танцульках в районе Миссисипи еще в 1920-е. В 1930-е записывался на Victor Records под влиянием блюзовой легенды Чарли Паттона. Позже записывался для Джона Ломакса. Боб Дилан исполнил его "Fixin' To Die Blues" на дебютном альбоме в 1962 году - и вывел ветерана на новый виток популярности в 1960-е.

Lightnin' Hopkins "Coffee House Blues"



Рожденный в Сентервилле, Тенхас, в 1912 году, ученик Блайнда Лемона Джефферсона, Сэм "Лайтнин" Хопкинс начал записываться для Aladdin Records в начале 1940-х. Его расслабленная манера, стиль игры на гитаре повлияли на раннего Дилана. Пример - этот блюз о женщине, которая бросила мужа на почве любви к кофе.

The Clancy Brothers "The Wild Colonial Boy"



Боб Дилан: "Я никогда не слышал никого лучше Лиама Клэнси. Он был лучшим исполнителем баллад из всех, что я слышал в своей жизни". Семья ирландских актеров, осевших в Нью-Йорке в середине 1950-х, Клэнси и их друг Томми Мэкем пели по барам развеселые песни своей страны. Дилан стремился перенести их подход на американский ландшафт.

Allen Ginsberg "America"



Когда поэт-битник впервые услышал "A Hard Rain's A-Gonna Fall" в 1963 году, он плакал от радости, осознав, что богемные традиции переходят от стариков к молодым. Гинсберг и Дилан встретились в конце 1963 года - и подружились. Влияние поэта ощутимо в таких песнях, как "My Back Pages" и "Chimes Of Freedom".



творчество, нью-йорк, культура, история музыки, bob dylan, Музыкальная археология, джаз, боб дилан, америка, история рока, фолк, сша

Previous post Next post
Up