Как я уже сообщал, вчера я побывал на учебной экскурсии (иштальмут) министерства туризма в Себастии - одном из интереснейших исторически и архологически мест Израиля. Заодно и протестировал новый объектив. Шомрон служил столицей Израильского царства на протяжении двух веков, а потом, на рубеже эпох был полностью перестроен Иродом Великим в честь императора Августа.
Но давайте по порядку - краткий исторический очерк.
Сразу после смерти царя Соломона его довольно большая империя развалилась на две части - южное Иудейской царство и северное Израильское - примерно в 930 году до н.э. Причины развала империи были политические, экономические и, даже, религиозные. Например, в северном царстве могли использовать тотемы - теленка, быка - как посредника для связи человека и бога, что подтверждают архологические находки. В Иудее это считалось грехом. Так или иначе, тогда евреи разделились на два народа, в определенном смыле не воссоединившиеся до сих пор. Учитывая, что мы точно не знаем, где сегодня израильтяне вообще.
В Иудею входили колена Иегуды (от которого и пошло само название), колено Шимона на юге, колено Биньямина на севере и часть колен Гада и Реувена в Заиорданье. Все остальные колена сформировали Израильское царство, центром которого стали колена Эфраима и Менаше. (Здесь и далее везде я даю имена собственные в родном, ивритском произношении, в классическом православном они звучат по-другому. Например, Менаше - Манассия и т.д.) Столицей Иудеи сразу и навсегда осталась бывшая столица Объединенного Царства город Иерусалим. Он же служил и единственным эксклюзивным религиозным центром. Возглавил Иудею сын царя Соломона Ровоам.
Столица же Израиля переходила из города в город. Возглавил северное царство Иеровоам бен Нават, близкий помощник царя Соломона, его бывший министр строительства и посланник ко двору фараона Шешонка (потом Иудею и Израиль разграбившего). Библия называет Иеровоама "живым героем" (гибор хай) - редчайщий почет и уважение. Религиозным центром Израиля был Бейт Эль - святое место для евреев еще о времен праотца Яакова, видевшего там сон. Но Бейт Эль не был единственным религиозным центром израильтян. Известно, что еврейские храмы также были в Дане (найдены существенные остатки и алтарь), Атарот (восточном), Медве, на горе Эваль и в других местах.
Столица же политическая переезжала с места на место. Сначала Иеровоам расположил свой центр в городе Шхем, на тот момент маленьком, слишком маленьком для столицы большого царства (хотя Иеровоам обнес его стеной) и царь сразу стал искать новое место. Первой альтернативой - или же временным пристанищем - послужил город Пнуэль в Заиорданье, на берегах ручья Ябок. Пнуэль довольно быстро был разрушен Шешонком и столицу перенесли в Тирцу - как сообает нам Бибилия, одно из красивейших мест Израиля, полных текущих вод... В Тирце правил сын Иеровоама Надав, который там и погиб. Тирца была политической столицей Израиля вплоть до царя Омри.
Омри, удачливый и талантливый генерал, пришел к валсти в Израиле благодаря войнам с Ассирией, как и несколько менее удачливых претендентов до него, правивших свосем недолго. Зимри, к примеру, правил всего 7 дней и покончил жизнь самоубийством. Войны Израиля с Ассирией изначально были спровоцированы Иудеей, пытавшейся чужими руками ослабить соседа-брата-врага. Омри, основывая новую династию, основал и новую столицу Израиля, купив место западнее Шхема у человека по имени Шемер. Отсюда и название города Шомрон, потом перешедшее на весь регион.
Фрагменты форума Себастии, построенного Иродом Великим
Город Шомрон располагается на высоте 440 метров над уровнем моря на холме, не имеющем источников воды. Зато все горы вокруг на высоте 600 метров обильны водой - там проходит водоносная граница между известняком периода сенон снизу и мелом эоцена сверху. Вообще, отсутствие источника воды в самом городе, тем более, столица - большая редкость. Кстати, поэтому археологи нашли там почти сто водохранилищ... На самой вершине холма Акрополь с двойной внутренней стеной - не столько для защиты, сколько для укрепления склона - одна стена была построена, видимо, царем Омри, вторая - его сыном царем Ахавом. На Акрополе остатки дворцов и религиозных сооружений.
Схема Акрополя Шомрона
Площадь Акрополя состаляет 30 дунамов (гектаров). К сожалению, Акрополь засыпан грунтом - в 20-х года прошлого века археологи, раскапывавшие Шомрон, были вынуждены сделать это под давлением местных арабов. Площадь всего рорда составляет 320 дунам!!!! Огромный город!! Для сравнения, Иерусалим той же эпохи вместе с Храмовой Горой имел площадь в 140 дунам, Хацор - 80, Мегидо - 60. Древний Бейт Шемеш был размерами в 30 дунам - с Акрополь Шомрона.
Еще фрагменты форума Себастии, построенного Иродом Великим
Почва Акрополя была выровнена, а в самом центре, где стоял дворец, была подрублена скала для выравнивания всей конструкции. Акрополь был окружен протоэолическими колоннами с фрищами в виде пальмовых листьев. Все найденные фризы, за исключением одного фрагменты были вывезены в музеи. Внешняя и внутренняя стены дворца были оштукатурены и инкрустированы слоновой костью! Археологи обнаружили здесь десятки фрагентов этой инкрустации, в том числе. очень оригинальные и красивые - например, женщина в окне.
"Женщина в окне" - слоновая кость, фрагмент инкрустации
Царя Омри на троне сменяет его сын Ахав, тот самый знаменитый Ахав, который был женат на сидонянке Иезавель и чьи грехи ичевал пророк Илья. Тот самый Ахав, с которым, судя по всему, воевал моавитянский царь Меша. Тот самый Ахав, имя котррого стало символом вероотступничества, ухода их монотеизма в язычество. Однако, Ахав был и неплохим военачальником, заключал союзы с иудейским царем Иосафатом против ассирийского Бен Хадада. И неплохо строил. Во всяком случае, значительная часть сторительства в Шомроне - дело рук именно Ахава, ведь его отец правил всего 12 лет... Сам Ахав погиб в бою с Салманасаром III и трон перешел его сыну Ахазии.
"Руины базилики на форуме Ирода Великого
Апсида базилики Ирода Великого
Потом правили Ахазия и Йорам, дети Ахава, затем путем цареубийства была сменена династия, но в 721 году до нашей эры, в результате нападения на израильское царство Саргона II город Шомрон был захвачен и разрушен. Саргон увел в плен значительную часть израильян, только из города Шомрон им были уведены в плен 28 тысяч человек, что свидетельствует о том, что население города было близко к 50 000 - по тем временам супермегаполис. Часть израильтян избежала ассирийского плена, бежав в Иудею и ассимилировавшись среди иудеев. Небольшая часть осталась и в Израиле. Об этом свидетельствует тот факт, что иудейский царь Езекия, после падения Израиля, подогнал еврейский календарь таким образом, что им смогли пользоваться и иудеи и израильтяне. Тут важно отметить, что Иеровоам бен Нават, отделившись от Иудеи, сдвинул каленжарь праздников на месяц по техническим соображением и праздники Иудеи и Израиля не совпадали по времени. Саргон на место угнанных израильтян привел народы из различных мест, в основном из Месопотамии. Об этом свидетельствуют и многочисленные анналы самого Саргона и клинописные таблички, попадающиеся с того момента на территории Израиля и постепенно сменяющиеся ивритскими буквами.
Архитектурные фрагменты базилики Ирода Великого
Часть внешней городской стены времен Омри и Ахава
Фрагмент фриза протоэолийской колонны времен Омри и Ахава
После падения Израильского царства город Шомрон был восстановлен только при (после) Алексанжре Македонском, через 400 лет подарившим этот город самаритянам и ставший их столицей. Еще через 300 лет город был полностью перестроен Иродом Великим и переназван в Себстию в честь святого (себастиус) императора Октавиана Августа - наряду с Кейсарией. Ирод отгрохал здесь огромный языческий город, который пришелся бы римлянам явно по вкусу. Театр, построенный Иродом, опирался вторым ярусом на древнюю стену израильского периода - так Ирод использовал старые постройки.
Фрагмент стены и бышни эллинистического периода
Итак, Ирод Великий построил театр. опиравшийся на стену времен израильских царей и используя арки Акрополя для поддержки конструкции театра. К сожалению, от театра остался только нижниый ярус и следы второго. Был ли третий - неизвестно, но по логике все римские театры без исключения были трехярусными.. Первый, сохранившийся ярус вмещает до тысячи человек. Второй - в полтора раза больше. Если был и третий - то общая вместимость театра составила бы до 4-5 тысяч человек.
Театр Ирода
Продолжение следует!!!