(Недавно вспомнил про одну из моих статей:)
P.S. Это, кстати, был не смайл
Одно из несомненных завоеваний массовой культуры ХХ века это комиксы. В том или ином виде истории в картинках существовали и раньше, но развитие жанра пришлось именно на последние сто лет.
Комикс вышел за рамки иллюстрированных историй и образовал вокруг себя целый культурный пласт включающий кинематографию, мультипликацию, предметы декоративно-прикладного творчества, различного рода мероприятий и т.д. Кинематограф дал второе дыхание индустрии комикса. За последнее десятилетие было снято около 20 фильмов по комиксам, и еще около 10 сейчас находятся в производстве. Таким образом, нельзя не учесть распространение и влияние западной массовой культуры на весь мир.
Герои комиксов становятся кумирами миллионов, их имена становятся нарицательными. Особенно сильно комикс влияет на мироощущение молодого человека, неся в себе особый аксеологический заряд, который имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Так комикс учит с одной стороны героизму и толерантности, а с другой стороны жестокости и примитивизму.
Несомненно, комикс - явление массовой культуры (поп- или масс-арта): более ста миллионов американцев являлись потребителями так называемой "comics strip" - полосы/странички комикса в газете. Стоит отметить то, что американский комикс это явление присущеё не только американской культуре. В современном мире мы везде встречаем образы супергероев. В кино, на рекламных и агитационных плакатах, в литературе и Интернете. До нашей страны комикс дополз очень поздно, что было вызвано рядом причин, основной из которых был злополучный «железный занавес». В современной России жанр комикса занимает определенное место в среде русской художественной культуры.
Если считать началом появления комикса публикацию первой комикс-серии в американских газетах, то комиксу 117 лет. Но если взглянуть на этот вопрос шире, мы можем сказать, что наскальные рисунки пещерного человека в точности соответствуют определению комикса. Так что на самом деле комикс является древнейшим из документально зафиксированных искусств. Также древнеегипетская живопись в точности соответствует законам комикса.
Примером комикса может служить и колонна Траяна, созданная архитектором
Аполлодором Дамасским в
113 году н. э.. Рельеф колонны в наглядной форме повествует о войнах с даками.
Традиция иллюстрированных рассказов также восходит к
XVI и
XVII веку. В эти времена широкого распространении добиваются «Аллилуйи» - пересказ
жития святых в сериях небольших
гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги. Они были особо распространены во
Фландрии,
Франции и
Германии.
Непосредственными предшественниками комикса, или протокомиксами, считаются политические французские и английские карикатуры конца ХVIII века. Даже американские исследователи комикса признают, что у него европейские корни. Протокомиксы обнаружены в творчестве женевского художника Родольфа Тёпффера (1799-1846); его рисунки, с их чередованием планов, предвосхищают эстетику киномонтажа.
Примеры комикса можно разглядеть и в некоторых явлениях художественной культуры России. Таких как лубок и агитационный плакат (Окна РОСТА).
В целом можно сделать вывод, что комикс является удобным для человеческого восприятия средством получения информации. Во все времена человеку было свойственно транслировать идеи через примитивные изображения, порой сопровождающиеся коротким текстом. Человек наделенный клиповым сознанием легко усваивает подобного рода визуальный ряд. Комикс развивается еще с первых художественных практик человека. На сегодняшний день он достиг стилистической и композиционной полноты. Комикс в основном интересен современной молодежи, что может означать, что за данным явлением будущее.