Электронная школа. Чего ожидать?

May 31, 2018 19:03

Статья подготовлена на основе выступления Владимира Мау на Российском инвестиционном форуме "Сочи-2018".

Задача школ и вузов - готовить к профессиональной жизни, а не к освоению профессий, предписанных в огромном количестве профстандартов.

Цифровизация - вещь важнейшая, и сравнение ее с изобретением книгопечатания мне кажется исключительно корректным. Это не означает, что исчезнет книга. В цифровизации образования гораздо важнее то, что трансформирует внешнюю среду. Не только само образование, но и вызовы, стоящие перед ним, - интеллектуальные, социальные, политические, этические, гуманитарные.




- В цифровизации, как и в начале книгопечатания, содержатся огромные риски: как жить в обществе, где все грамотные, где все читают книги? Это же очень опасно... Риски от книгопечатания ушли, а польза осталась. Но это заняло много времени на адаптацию. Сейчас наблюдается похожая ситуация. Единственное - мы не знаем, что будет через 10-15 лет, поскольку живем в условиях колоссального нарастания неопределенности. Я бы выделил несколько аспектов, идущих от образования и образовательной среды, которые должны вписываться в эту неопределенность. В том числе при помощи цифры или вопреки ей.

Мы говорим о цифровом образовании, где слово «образование» является существительным, а «цифровое» - прилагательным.В этом смысле образование, несомненно, останется, и не как обретение знания, а как социализация. Для обретения знаний никакие учебные заведения не нужны. Задача образования - превращение человека в человека. А человек будет дальше адаптироваться к специальностям, появляющимся на рынке. Одна запись в трудовой книжке за всю жизнь - показатель поражения, а не успеха. В современном цифровом обществе так не может быть. Темпы образования уже превышают период обучения. Отсюда следующий тезис - востребованность учебных заведений взрослыми. Готовность этих заведений помочь не тем, кому мама сказала: «Надо учиться!», или кому нужно призыва в армию избежать, а тем, кто согласен инвестировать свое время или деньги в получение образования. В организации образования мы стремимся к инновациям. Иногда под ними подразумевается то, что было в других передовых странах 30-50 лет назад. Поэтому необходимо пересмотреть набор традиционных представлений о том, что в школе инновационно, переосмыслить само понимание государственных стандартов.




Мы бесконечно трансформируем стандарты. Это надо остановить и зафиксировать: стандарты - то, чему учить, а не о том, как ощущать эмпатию делать презентации. Пока же у нас компетентный подход доведен до абсурда: таблица умножения не нужна, но требуется продемонстрировать работодателю, что вы ее знаете, безотносительно к позитивному знанию.Когда мы касаемся темы профессиональных стандартов, то обсуждаем, как они виделись в середине второй половины XX века. Профстандарт, если это не требование конкретного бизнеса, а национальное требование, - прокрустово ложе. Профстандарт - это не то, что должно навязать государство учебному заведению и работодателю. Если бизнесу действительно необходимы профстандарты, то он сформулирует их сам. А если бизнес требует профстандарты от государства, то они ему не нужны, он пытается войти в моду и в тренд.

Инновация - это всегда выход за профстандарты. На мой взгляд, задача школ и вузов - готовить к профессиональной жизни, а не к освоению профессий, которые предписаны в безумном количестве профстандартов.

Индивидуальная образовательная траектория - это то, что позволяют цифровые технологии. То, что необходимо и действительно будет являться визитной карточкой современной модели образования.Еще один элемент - усиление гуманитарного компонента как элемента адаптивности. Опять же имеется в виду гуманитарный компонент не как набор конкретных дат по истории или перечень прочитанной литературы, что важно, а как некий культурный фон, необходимый для быстрой адаптации к постоянно возникающим вызовам.

Нам нужно отойти от мантры «Вложение в человеческий капитал - это важно». Это на самом деле важно. Это было важно всегда. Мы недавно издали дневники Егора Абрамовича Перетца - государственного секретаря, главы Государственного совета Российский империи. На пленарном заседании, проходившем 31 декабря 1870 года, министр финансов Александр Абаза призывал к бюджетному маневру и подчеркивал, что успешное развитие страны возможно тогда, когда мы сократим армию и увеличим расходы на народное просвещение, ремонт дорог и трансформацию судебной части. Если вы почитаете любую программу, обсуждаемую сейчас, то обнаружите аналогичный тезис.

Транспорт и человеческий капитал плюс эффективность судебной системы - достаточно универсальная задача, но она требует определенного гуманитарного контекста, который предполагает тот цифровой мир, к которому мы движемся. Дальше очень важно трансформировать бюджетный маневр в приоритетные проекты. Объединить отраслевой приоритет с приоритетными проектами.

В сфере образования оправданно говорить об интернационализации, то есть об экспорте знаний. И президент, и правительство призывают утроить количество иностранных студентов в российских учебных заведениях. Это могут быть другие параметры: непрерывность образования, образование для взрослых, совершенствование образовательной инфраструктуры и наборы других вещей.

Если мы заложим их в качестве критериев, то сможем наслаивать современные цифровые технологии, которые дают новые возможности для обучения, для более активного вовлечения студентов и школьников в образовательный процесс, для трансформации педагогического сообщества.

Досье | Владимир Мау родился в декабре 1959 г. в Москве. В 1981 г. окончил Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Занимался научными исследованиями в Институте экономики АН СССР, Институте экономической политики Академии народного хозяйства при Совете министров СССР, Институте экономики переходного периода. Преподавал в МГУ им. М. В. Ломоносова,
Высшей школе экономики, Московском центре Стэнфордского университета США. С 1991 г. участвовал в разработке и практической реализации курса экономических реформ в России. В 2002-2010 гг. - ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. С 2010 г. - ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, председатель ученого совета РАНХиГС.




Репетитор по физике и математике.

электронная школа, смешанное обучение, индивидуальная образовательная траектори, репетитор ОбьГЭС, цифровая школа, репетитор Краснообск, репетитор по информатике

Previous post Next post
Up