Яндек Дзен канал Школа домаКак решать задачи (продолжение).
(
читать первую часть)
Шаг 1
Внимательно читаем условие задачи, возможно, это придется сделать не один раз. Дальше необходимо понять простую вещь - любая задача состоит из 4 частей:
- Условие
- Вопрос
- Решение
- Ответ
Если у ребенка не получается решить задачу, родителям ни в коем случае нельзя кричать, нервничать, решать задачу вместо ребенка. Все, что нужно от взрослого в этой ситуации: помощь досконально разобраться в задаче и сделать так, чтобы ребенок понял ваше объяснение.
Шаг 2
Принимаем во внимание тот факт, что решения даже самой трудной задачи сводиться к том, что необходимо из двух имеющихся данных найти третье.
Шаг 3
Теперь необходимо составить краткую запись. Если у ребенка это вызывает сложности - рисуйте. С самого начала ребенка необходимо научить представлять, что происходит. Рисование помогает также превратить нудное решение в увлекательное занятие.
Для тренировки можно предложить ребенку задачи с лишними сведениями. В этом случае школьник должен убрать из условия все лишнее.
Например:
В магазине на нашей улице появились очень красивые альбомы. На обложке смешные картинки. Бумага плотная, белая. Передо мной их покупала одна тетя. Ей нужно было целых 5 альбомов. Продавец сказал, что 5 альбомов стоят 60 рублей. А мне мама сказала, что нужно купить 3 альбома. Сколько денег мне нужно заплатить?
Шаг 4
Составляем план решения. На этом этапе также возможны трудности - ребенок не всегда может понять, почему не может сразу ответить на вопрос. В этом случае лучше всего разыграть сценку.
У тебя 6 конфеток, а у меня на 4 конфеты больше. Сколько конфет у нас с тобой вместе?
Малыш. не задумываясь. складывает 6 и 4, он уверен, что решил задачу.
Тогда вы кладете перед ним 6 конфет, а свои зажимаете в кулаке.
- Сколько конфет у нас с тобой? Почему ты не можешь ответить на этот вопрос?
- Потому что я не знаю, сколько конфет у тебя. Покажи!
- Ты сейчас это узнаешь сам. У меня на 4 конфеты больше, чем у тебя.
- Значит, у тебя 10 конфет. А всего у нас 16 конфет!
- Что же нужно знать, чтобы узнать, сколько конфет у нас вместе?
Нужно знать, сколько конфет у каждого.
А затем ВЫ вдвоем составляете план.
Используйте нестандартные ситуации. Обычно решение задач сводится к некоторому набору стандартных шаблонных упражнений‚ в рамках которых и происходит школьное обучение. Ничего плохого в этом на самом деле нет. Есть некий алгоритм решения одной задачи, к нему придумывается 40 подобных, и все счастливы. Так вот! Мой вам добрый совет: попробуйте это все обучение немного переиграть. Пусть у вас будет одна стандартная задача, а к ней, например, два варианта решения. Или подходящая по смыслу и содержанию логическая задача. Еще раз повторюсь, в эти дебри нужно заползать, только если ребенок уже освоил стандартные (то есть самые простые и очевидные) ходы. Иначе в голове у вашего отпрыска будет полная каша.
Шаг 5
Обращаем внимание ребенка на фразы. Важно научить ребенка понимать, что в условии задачи кроется ответ на нее. В любом случае ответ всегда начинает с числа.
Четко нужно запоминать значение «математических фраз», некоторые можете вообще как стишок наизусть учить. Например, фраза «больше в», «больше на», а также все эти «слагаемые». «уменьшаемые». «вычитаемые» и т.д. - нужно добиться четкого понимания. что это все значит. Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решения простыми и очевидными.
Шаг 6
«Чтобы научиться решать задачи, надо их решать. Решать и учиться на ошибках».
Повторяем все с начала. Достичь результата можно только путем долгих тренировок, не думайте, что выполнив все один раз ребенок раз и навсегда научиться решать задачи. Под вашим руководством он должен довести все свои навыки до автоматизма.
Репетитор по математике