Путешествия - моя тема в практическом и в теоретическом плане.
Полгода в этом году вёл рубрику "Вояж" в киевском журнале "XXL".
Попробую выложить по порядку.
АРГОНАВТ
И ЕГО РАКОВИНА
Капитаны дальнего плавания - ярчайший пример использования мужского начала для нужд цивилизации, но также и искажения, в итоге, его естества под воздействием норм этой самой цивилизации. Что заканчивается печально: износ и выход в тираж.
Если, конечно, они до этого доживают.
The real hero
Мой старый товарищ, капитан дальнего плавания N.N. после раннего, как и полагается мореходам, выхода на пенсию невероятно изменился. Несмотря на более чем приличный пансион и солидную «отпускную» должность (координирование маленького флота одного института, причём не отходя от компьютера в роскошном кабинете), а главное - гарантирующие благополучное долголетие банковские вклады, он стремительно сдал, потускнел и словно даже уменьшился ростом.
В чиновнике с кротким взглядом трудно было узнать брутального шутника и свирепого руководителя, умевшего покрыть армагеддонским международным матом не только портовые власти в любой стране, но даже неучтивого вице-мэра в городе своей морской приписки. Я уже не говорю о полуторацентнерном кархародоне (большая белая акула-людоед), которого он он на моих глазах вытащил на блесну в экспедиции на траулере «Комета Лоренца». Теперь он напоминал скорее податливого беззащитного моллюска - типа мидии или устрицы - вынутого из своих створок... Вскоре его не стало.
Нет, не австралийские рифы и не карибские саргассы, не арктические шторма и не сомалийские пираты - самое страшное для настоящего капитана. Все эти прикольные штуки в сумме тоже укорачивают жизнь. Но в каждом конкретном случае они - лишь повод для мобилизации, изысканного сквернословия и, постфактум, рюмочки-другой дорогого коньяка.
Нет ничего убийственнее пенсии.
Зоософия смерти
Представим себе редкостного осьминога в известковой раковине, наследника вымерших аммонитов с символичным именем аргонавт. (Есть ещё похожие на них наутилусы, но у этих перебор с ассоциациями - тут вам и субмарина капитана Немо, и культовая рок-группа.) При попытке отделить мягкое тело аргонавта от сросшейся с ним спиральной ракушки моллюск неизбежно погибает. Капитан без судна - это душа без телесной оболочки, это нонсенс. Жертва избыточной ампутации, «травмы, несовместимой с жизнью».
Только вообразите себе, что вам беспрекословно подчиняется, составляя с вами единое целое, великолепная, в несколько десятков или даже сотен метров длиной, плавучая раковина... А экипаж судна - просто система органов, обеспечивающих слаженную жизнедеятельность вашего единого целого. Это наслаждение невозможно ничем подменить. Вот почему капитаны уходят с тонущего судна последними, - если вообще уходят. Есть масса примеров (вплоть до «Титаника» или американских авианосцев времён Второй Мировой), что чем крупнее терпящее крушение судно, тем вернее его капитан не найдёт в себе сил покинуть командную рубку, и погрузится с вместе ним навсегда в морские пучины.
Большие Шары
Всё это, конечно, лирика. Однако несомненно, что капитан дальнего плавания - не просто опасная профессия, но и особая категория людей. Отбор очевиден: скажем, в ходе учёбы в Керченском Морском Технологическом университете на морском факультете - 50% и более отсева. По сути, готовится штучный человеческий продукт. (Кстати, отечественные морские дипломы традиционно имеют широчайшее признание за рубежом.)
По убеждению другого моего давнего друга - опытного морского волка, руководителя научных отрядов некогда в советских, а ныне в украинских индоокеанских и антарктических экспедициях (это называется «помкапитана по науке») Николая Кухарева, капитан должен иметь аномально мощные тестикулы. Они вбрасывают в кровь больше тестостерона, что предопределяет его активную деятельность, решительность, доминантность и т.п. Формируются наиболее мужские свойства характера: уверенность в себе, высокая самооценка, самодисциплина, способность командовать людьми и умение подчинять их себе, умение брать на себя ответственность, привычка постоянно и быстро анализировать ситуацию... Но с ними и отрицательные черты: несамокритичность, нежелание прислушиваться к чужому мнению, отсюда нередко - самодурство.
Вне Зоны
Исследования Института гигиены водного транспорта в Одессе давным-давно показали - после нескольких месяцев рейса моряк выпадает из социума. Неоднократная изоляция в крошечном морском коллективе - и происходит некая «маринизация» психики («оморячивание»), аналогично «призонизации» («отюремливание», от prison - тюрьма). Лидерам это грозит вдвойне. Авторитеты на свободе уже не могут жить иначе, чем по законам зоны. Капитаны на суше - это трагикомедия...
Так что причины их «пенсионной» смертности - резкое снятие привычной психоэмоциональной нагрузки, невостребованность эксклюзивных навыков и умений, неспособность жить в условиях, когда никто не подчиняется и всё вообще не так, как должно быть.
Гендерное
Среди капитанов крайне мало женщин. В следующем году будем праздновать всего лишь столетие со дня рождения первой в истории женщины-капитана дальнего плавания Анны Щетининой. Так что женские пиратские корабли, известные нам из кинематографа, возглавляли, очевидно, всё-таки мужчины.
Вечный экстрим
Итак, капитан - заведомо уникальный образчик Homo sapiens. Он работает в условиях абсолютного единоначалия. Он - единственный на корабле полномочный представитель своего государства (судно - часть территории страны, чей флаг оно носит). Полная ответственность за судно, за людей. Жизнь в изолированных условиях, абсолютно не сходных с сухопутными (тебя полностью обслуживают).
Работа в условиях постоянного жёсткого стресса. Необходимость принимать ответственные решения без чьего-либо совета и поддержки, в ограниченных временных рамках, зачастую в условиях, опасных для судна и людей. В период швартовок и манёвра в плохую погоду, расхождений с судами в море, ухода от шторма и борьбы с ним капитан на самом деле находится постоянно в предынфарктном состоянии. Всё это - в условиях малоподвижного образа жизни, усиленного питания, доступа к алкоголю, условной семьи... Что делает без него жена на берегу 3-4 месяца?
И что делать с ней те же 3-4 месяца после рейса?..
____