Участок № 93, Москва, Пресненский р-н, Столярный переулок, 16.
Не буду рассказывать о процессе выборов в деталях - об этом было рассказано сотни раз, стандартный процесс с небольшими нарушениями, не влияющими на итоговый результат, который получился вполне себе честным. Я был там вместе с супругой, Кристиной. Это был наш первый опыт в качестве наблюдателей и мы не ставили перед собой целью спасти все голоса до единого. Главное было - обеспечить честность в первом приближении, получить оценку с ошибкой в проценты, а не десятки процентов. В следующий раз я буду ставить более жесткую цель.
Некоторые подробности
Члены комиссии, председатель, зам и секретарь - милые интеллигентные люди, с которыми было в целом приятно работать, наблюдать не мешали и на просьбы что-то показать или прояснить реагировали в основном положительно. Иногда проскакивали искры раздражения, с обеих сторон. И те, и другие были возбуждены, одни ждали жульничества, другие - провокаций.
Наблюдателей в разных статусах было 15 человек . Часть из них была от муниципальных кандидатов, часть от президентских. Количество довольно большое, в Гражданине Наблюдатели говорили о 3-х, как об оптимальном количестве, в реальности нужно человек 10. В первую очередь, для того, чтобы создавать атмосферу полного контроля, а так же давить массой на карусельщиков или комиссию в случае разногласий. К сожалению, это действует гораздо эффективнее, чем цитирование законов.
Ко мне пришла интеллигентнейшая пожилая женщина, искавшая представителя Прохорова. Она принесла письмо с жалобой, которое хотела отдать либо мне, либо комиссии. Я ей объяснил, что комиссии его точно отдавать не стоит, да и я вообщем-то такой же представитель Прохорова, как и Зюганова или Миронова. Я сфотографировал письмо. Примерно содержание было таким: в её доме на Малой Грузинской (по соседству с моим) заправляют некие злодеи, преступныим методами выживающие жильцов и забирающие их квартиры. Органы её заворачивают, конкретики в письме мало, и совершенно неясно, что с этим можно сделать.
Нам нередко удавалось подсмотреть, напротив какой строчки люди ставят крестики. Самой большой категорией избирателей на нашем участке были бабушки. С молитвами, крестясь и крестя урны, целуя бюллетени они отдавали свои голоса за богоизбранного царя. Видимо, вместе с нашистами на каруселях, мертвыми душами на призрачных участках, они оказали основную поддержку главжулику в Москве.
Action
Стандартная тема этих выборов - карусели и доп.списки с "заводов" нас почти не коснулась. По доп. спискам было человек 20, все пришли с утра, и т.к. нас было много, мы их активно обрабатывали допросами: "кто такие и откуда?" - полезное давление с целью отбить охоту приезжать автобусами в последствии. В дополнительную книгу попало 116 избирателей, примерно половина из них по каким-то левым адресам общежитий, одно на территории гаража. Никого за руку поймать не удалось, паспорта выглядели настоящими, временные регистрации тоже. Полиция проверять документы отказывалась, равно как и по-человечески общаться с наблюдателями.
Я все ждал, когда же начнется обещаное веселье. Оно началось после подсчета голосов в 2 часа ночи. Под предлогом проверки контрольных чисел, председатель комиссии ушла звонить в ТИК. И пропала не менее, чем на полчаса. К этому времени у нас уже сформировалась команда и мы действовали довольно слаженно: блокировали пути "ухода" председателя, оделись, готовые мчаться в ТИК на тот случай, если она решила бы сбежать и отвезти "правильный протокол". Когда она вышла, прошептала, что "не будет писать то, что они хотят". Выглядела раздавленной - очевидно, что её пытались заставить привезти нужные цифры, но она в итоге не сломалась. Способствовали мы своим присутствием этому решению или нет - останется загадкой. В итоге через полтора часа напряженного ожидания мы получили протокол с честными цифрами. Путин - 41,5%. Прохоров на уверенном втором месте с 27%. Ура!!!
Дальше мы должны были вместе с зам председателя проследовать в ТИК для внесения данных в сводный протокол. Но нас остановил полицейский и сказал, что не выпустит. Якобы, ему позвонило руководство и запретило отпускать нас одних, а поехать с нами он не мог, т.к. на участке продолжался подсчет муниципальных голосов. После того концерта, который предшествовал подписанию протокола, истинный мотив его "руководства" был понятен, хоть и неясно, как они хотели использовать оттягивание времени в своих интересах. Я пытался цитировать ФЗ о выборах , что протокол должен быть доставлен немедленно. Он раздраженно огрызался, мол, он вообще не со мной разговаривает , а с людьми (председателем и замом). Я стал звонить на горячую линии Гражданина Наблюдателя, где мне подтвердили, что действия полиции незаконны и нужно писать жалобы. До этого не дошло, они засуетились и вызвали ещё одного сотрудника, который сопроводил нас до ТИКа.
Посещение ТИКа ближе к 5 утра стало апофеозом раскаленной концовки рабочего дня наблюдателя. Во-первых, там было очень много кавказцев. Было даже несколько крепких коренастых бородачей, из кадыровских. Они были кем-то вроде охранников, но не в форме. Во-вторых, жуликоватого вида сотрудники сразу же набросились на нас и пытались выгнать, мол нам не место в ТИКе - цитирование законов не помогало. К нам очень быстро подбежали наблюдатели из Лиги Избирателей и объяснили местному жулью (видимо, не в первый раз за эту ночь), что наблюдатели УИКа могут присутствовать при внесении данных в сводный протокол. Нападавшие испарились. Присутствовать при занесении в ГАС Выборы было нельзя, поэтому мы проследили, что данные в сводный протокол занесены верно, поехали домой. Вот как выглядела таблица в 5 утра:
Личные выводы
Гражданская активность - это круто. Круто, когда 15 наблюдателей могут взять за яйца УИК. Круто, когда в ТИКе, как ястребы, следят за законностью процесса независимые наблюдатели из Лиги Избирателей, муниципальные кандидаты от Яблока и их представители. Я испытал огромное удовольствие от командной работы и от результата, который я увидел на сайте izbirkom.ru на следующее утро. Битва за Пресню выиграна (правда на участке 104 карусельщики-таки набросали до 49%, о чем было известно ещё утром 4го) , это наглядный результат нашей активности:
Выборы в ГД 4 декабря, Пресня: ЕдРо - 54.39%. Выборы президента 4 марта, Пресня: Путин - 41.00%.
Это впечатляет, учитывая, что наш самодержец реально пользуется значительно бОльшей популярностью, чем ЕдРо. И при этом получает меньше голосов на целых 14%! Масштаб фальсификаций на выборах в ГД огромен. Вот, что они делают, когда за ними никто не смотрит.
Я верю в результат по своему району (с небольшой поправкой на минимухлеж), в меньшей степени верю в результат по Москве, и не верю в результат по стране. Потому, что я видел, на что эти люди способны, как настойчиво они хотят накрутить голоса, и как легко они это делают, если за ними не следить. Нас пытаются убедить, что он всё равно набрал бы >50%. Не важно, набрал бы или нет, победил бы во втором туре или нет. Если человек превратил выборы в систему накрутки голосов, после которой мы должны гадать, а сколько же из них реальных, то ему не место в президентском кресле.
Я буду ходить на митинги, чтобы поддержать тех, кто не сломан. Буду работать наблюдателем на последующих выборах. Буду искать другие способы сделать вклад в развитие гражданского общества.
P.S. На страже народной воли :)