***
Внимание, в тексте имеется множество спойлеров, и если вы не читали книгу, то читать мои впечатления стоит, пожалуй, только после просмотра фильма, чтобы, с одной стороны, не расстраиваться раньше времени, а с другой, всё-таки узнать, что вы должны были увидеть, но так и не увидели в фильме.
***
Только что вернулся из кино, с фильма, премьеры которого я впервые в своей жизни с нетерпением ждал без малого год, и который я непременно хотел увидеть в день премьеры. Вот и увидел. А ждал так я этот фильм потому, что был восхищен книгой Энди Вейра "Марсианин". Она, конечно, не без недостатков и порой весьма значительных натяжек, но в целом совершенно замечательный пример крепкой, действительно научной фантастики с захватывающим сюжетом и замечательной мыслью о том, что в полётах человека на другие планеты нет ничего чересчур фантастического, а если при этом случатся неприятности, то с помощью науки, знаний, расчёта, упорства и хорошего настроения можно выбраться даже из однозначно смертельных переделок. Книге хотя и недоставало некоего психологизма героев, зато она с лихвой искупала этот недостаток проработанностью сюжета и детальнейшими описаниями технической подоплёки всех действий главного героя. В этом отношении я бы эту книгу сравнил с "Приключениями Робинзона Крузо" Даниэля Дефо и "Таинственным островом" Жюля Верна. (Сравнение, конечно, банальное, но очень подходящее, как мне кажется.)
Я надеялся, что фильм в какой-то мере устранит недостатки книги и визуализирует всё то, что ней есть хорошего, но увиденное мною на экране стало полнейшим разочарованием. Фильм не только не улучшил слабых мест книги, но и умудрился испортить или не показать абсолютно всё, что было в сюжете удачного, захватывающего и интересного.
Киношники превратили полный напряжения сюжет книги в однообразную жвачку, где от завязки до развязки, по большому счёту, ничего и не происходит, а если и происходит, то по принципу "раз, два и готово, ничего интересного". От основного посыла книги, что с помощью знаний можно выбраться из любой передряги, в фильме осталась одна только практически ничем не подкреплённая фраза главного героя. Хорошо продуманные, рассчитанные и спланированные действия Марка Уотни, сопряжённые с кучей трудностей и неудач, превратились в череду картинок из комикса, где всё легко и просто, настолько просто, что даже внимания заострять не надо. Почти полностью исчез и хоть и слегка грубоватый и простоватый, но забавный юмор "марсианина", его заменили на довольно однообразные шуточки про "ботаников" из НАСА. Да что там юмор! Авторы умудрились лишить сюжет практически всех драматических и напряжённых моментов! Сложная и длительная переделка марсианских роверов, на которых нельзя было проехать не только 3000 километров до кратера Скиапарелли, но и вообще хоть сколько-нибудь значительное расстояние? Нету. С роверами всё просто, подкрутил слегка и поехал, ведь они вдруг стали не размером с легковушку (что было бы правдоподобно), а выросли до размеров огромного грузовика, оснащённого даже подъёмным краном! Трудная многочасовая борьба за жизнь после разгерметизации марсианского дома? Тоже нету, всё опять просто: залепил скафандр и пошёл горевать (хотя на горевание как раз времени нет, надо думать, как спасаться.) Потеря связи с НАСА и необходимость самому продумывать путешествие через пол Марса? Опять забыли. Пыльная буря, грозящая оборвать путешествие к спасительному кратеру Скиапарелли, которую можно преодолеть только ведя аккуратные наблюдения и мысля логически? Бессилие землян помочь Марку в разрешении этой простой для них и сложной для Уотни загадки? Опять мимо. "ДТП на Марсе", грозящее окончательно поставить крест на планах спасения? Даже не ищите.
Ладно, может, все это было трудно экранизировать, бог с ним. Ну хоть вырезки-то из еженедельного ток-шоу "Марк Уотни Репорт" должны же были попасть в фильм, что может быть более кинематографичным? Но и их тоже нет! Да что же за чертовщина, из фильма убрали всё самое интересное! Что же осталось? Остались завязка с развязкой, и это при том, что в отношении своей реалистичности они изначально были "самым слабым звеном" в книге, что признавал даже сам автор. И что же сделали киношники? Правильно, загнали и завязку, и развязку в состояние полнейшего бреда. И без того совершенно невероятную бурю на Марсе они превратили просто в ураган с громом и молниями из сказки про Элли Смит, носящий по марсианскому "воздуху" натуральные булыжники. А старт на разобранной ракете без головного обтекателя дополнили абсолютно сказочными манёврами на марсианской орбите с помощью проколотой перчатки скафандра. Эй, сценаристы, это же шутка Вейра была! Ш-у-т-к-а! А вы своего зрителя решили посчитать за полнейшего дебила, не имеющего ни малейшего представления о манёврах на орбите, который схавает любую чушь. Но даже это еще полбеды. Беда в том, что в фильме, претендовавшем на рассказ о триумфе науки и техники, развязка держится на импульсивном, эмоциональном и необдуманном поступке командира экипажа -- вместо здравого расчёта и осознанного риска в книге.
Печально.
На фоне всего этого кучу других больших и малых нелепостей в фильме по сравнению с книгой можно даже не упоминать. Начиная от общения Земля-Марс в натуральном чате (ага, с задержкой в 45 минут...), до "Гермеса", с модулями размером с футбольное поле, и панорамными иллюминаторами (да-да, микрометеоритов не существует), и шлюза "марсианского дома", который в книге был надувным, "размером с телефонную будку", а в фильме превратился чуть ли не ж/д вагон (кстати, именно поэтому, видимо, киношникам и пришлось вырезать всё, что было связано с борьбой за жизнь после разгерметизации, потому что ну никак не получилось бы это, в вагоне-то.)
Но может быть, кроме ухудшения сюжета, киношникам удалось добавить в образы героев психологизма? Ничуть. Главный герой как был плоским, так им и остался, и не распространялся особенно о своих переживания ни в книге, ни в фильме.
Единственное, что я мог бы отметить в фильме, как удачное, так это, пожалуй, "марсианские" пейзажи. В меру реалистично и довольно красиво.
Итак, что же в сухом остатке? Имеем книгу, для чтения которой нужно было хотя бы немного напрягать мозг, превращённую в фильмец с простеньким сюжетом, смотреть который можно не напрягаясь, и просто зыркать красивые картинки.