Оригинал взят у
scinquisitor в
«Религия - это вообще-то не так уж и патриотично»Интервью для
siapress.
В минувшую пятницу активисты из православного общественного движения «Божья воля» совершили акт вандализма в Центральном выставочном зале «Манеж». Скандально известный и неугомонный в своем желании «сделать мир лучше» руководитель божьевольцев Дмитрий Цорионов, он же Энтео, этой выходкой не только вызвал всплеск обсуждений своего поступка, но и заставил музейщиков задуматься о собственной безопасности. Термоядерный коктейль из взаимоотношений церкви, современного искусства и закона мы обсудили с неравнодушным к происходящему и занимающимся просвещением
Александром Панчиным, старшим научным сотрудником Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, кандидатом биологических наук.
- Скажите как просветитель, каким образом влияют подобные акции на просвещение?
- Для просвещения акция Цорионова и его команды не значит ничего. В стране есть куда более серьезные проблемы в этой сфере. Например, основы православной культуры и подобные бессмысленные предметы вытесняют в школах предметы осмысленные, развивающие интеллект детей. Количество часов в школе ограничено (нельзя же мучить школьников), а значит, это утраченные часы по математике, естествознанию.
А потом мы будем снова удивляться, почему большинство людей не знают, что гены есть у обычных помидоров, а не только генетически модифицированных
Есть и другие проблемы. Теологию зачем-то приравняли к наукам (давайте тогда будем последовательными и сделаем то же самое с астрологией, раз уж мы взялись дискредитировать понятие науки). У нас на глазах происходит захват церковью музеев и парков (например, парк Торфянка), несмотря на протесты населения. Науку, критическое мышление, рациональность выдавливают из общественного сознания, а на их место пытаются продвинуть идеологию и мифы. Вот это важно и с этим нужно бороться в первую очередь.
- Что думаете по поводу того, что церковь, кажется, все активнее пытается влиять на искусство?
- Энтео - это, конечно не церковь, но препятствовать свободе творчества пытается не он один. Вспомним историю про выставку «Запретное искусство». Тогда люди умудрялись (вчитайтесь в это внимательно!) проигнорировать все предупреждения, забраться на ступеньки, подглядеть в замочную скважину и оскорбиться увиденным. Как в известном анекдоте про мужика, шкаф и женскую баню. Или вспомним историю про «Тангейзер».
Я считаю, что не нужно лезть в чужие дела. Никого силой не заставляли идти на эту выставку. Искусство - это вообще дело вкуса. Не нравится - проходи мимо.
В этом смысле я бы сравнил поступок Энтео с действиями PussyRiot. Девушкам тоже не стоило лезть в «чужой монастырь». Другой вопрос, что за сопоставимый проступок девушек посадили в тюрьму (чрезмерно жесткое наказание), а Энтео пока отделался смешным штрафом, а это большая несправедливость. Закон должен быть равен для всех. Если Энтео и другие православные активисты могут безнаказанно мешать проведению концертов, выставок, то почему панки не могут мешать проведению церковных богослужений?
- Как вы думаете, будет ли возбуждено уголовное, а не административное дело в отношении Энтео?
- Я не могу знать, что решат делать представители власти. К тому же экспертиза ущерба не завершена. Но что касается этой истории, то она любопытна в другом ключе. Журналист Аркадий Бабченко в своей
статье по этому поводу отметил, что Вадим Абрамович Сидур был ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны и при этом достаточно известным деятелем искусства с очень тяжелой судьбой. Для меня эти обстоятельства не имеют особого значения, но для широких общественных масс имеют, причем огромное. Я не искусствовед и не могу оценить нанесенный ущерб произведениям искусства, однако, независимо от этого, возникает интересная ситуация, когда в довольно явной форме раскрывается проблема, что религия - это вообще-то не так уж и патриотично, как многие думали, если прикрываясь ей можно оскорблять память ветерана. Возникает конфликт между двумя распространенными в обществе «скрепами».
Для меня, конечно, этот конфликт был давно очевиден, но по совсем другим причинам, не имеющим отношения к ветеранам. Если человек любит свою страну, то он будет хорошо работать, не будет воровать, будет поддерживать движение вперед - научно-технический прогресс, а не движение назад в средневековье. Последнее произошло в Исламском Государстве. Там окончательно победила религия, и мы видим, к чему это привело.
Расширение влияния религии, церкви - это движение назад, это плохо для страны. Патриот должен быть против этого. Плохо, когда люди пытаются решать проблемы молитвами, а не делами. Плохо, когда обороноспособность страны зависит от людей, которые достаточно невежественны, чтобы считать необходимым освящение ракет святой водой
Куда больше пользы от людей думающих, способных разрабатывать инновации, развивать науку, медицину, культуру. Людей, которые попытаются своими силами преодолеть важнейшие проблемы человечества - старение, болезни, вместо того, чтобы, сложа руки, надеяться на высшую силу, существование которой сомнительно. Это нужно всем нам, т.к. с этими проблемами мы все когда-нибудь столкнемся и тогда мы пожалеем, что имеющиеся решения недостаточно хороши.
Но эти мысли трудно понять обывателю, разум которого отравлен политической и религиозной пропагандой. А вот Цорионову по случайности удалось их очень доступно популяризовать: «православные активисты осквернили работы ветерана ВОВ». Вот какая мысль сейчас крутится в головах у миллионов, даже если не все это отчетливо осознают. И если сторонники православного активизма и защиты чувств верующих поддерживали Цорионова, когда он срывал концерты, или когда его друзья избивали людей, срывали с них одежду, как запечатлено на некоторых видео в Интернете, то здесь они могут переметнуться на другую сторону.
Посмотрим, какая из двух святынь более святая - деды, которые воевали, рисковали жизнью и умирали, или бородатые дяди, которые молились, ездили на дорогих авто, громили выставки и концерты и учили нас «нравственности».