Оригинал взят у
loboff в
Адвокат дьяволаНа детской площадке стайка пацанов лет 10-12 играет в войнушку - "беркут" против "бандеровцев". Слышится треск пластмассовых автоматов, топот мальчишеских ног, нестройное детское "ура". Потом обиженное: "А почему я снова за фашистов? Я в прошлый раз был, теперь моя очередь быть Стрелком". Наконец стороны определяются, стайка снова приходит в движение: "Та-та-та! Убит!" - "Нет, ранен!" - "Сдавайтесь, правосеки!"
Когда наблюдаешь подобные сценки, неизбежно начинаешь несколько иначе воспринимать происходящее. Потому как можно сколь угодно благодушно рассуждать, что мол вот зачистят наконец боевиков, вернётся мир, и ничего, всё наладится, и как-нибудь помиримся. Может быть, и так. Один вопрос - а что делать с этими вот пацанами? Кто и как будет замиривать их?
Да, понятно, что для большинства жителей Донбасса любой исход с прекращением стрельбы и взрывов будет воспринят как благо - лишь бы побыстрее всё закончилось, лишь бы побыстрее вернуться к нормальной спокойной жизни. А Украина там, или Россия, или самостоятельность, или вообще своё государство - какая на фиг разница, хоть Китай, лишь бы не было войны.
Но так будет - лишь поначалу. Потому что осадок в любом случае останется, и очень скоро начнёт ржой расползаться в разочарование - чем меньше будет оставаться денег и работы, чем дороже будут продукты, и чем тяжелее будет объяснить ребёнку, а почему в этом году отдых на море отменяется. Тогда осадок выльется в горечь - сами ведь виноваты, не отстояли себя от хохлов проклятых, а теперь они нас голодом морят.
Конечно же, это будет глупостью. Но люди и вообще глупы, и им и в целом свойственны самые простые решения и поиск самых очевидных виновников своих бед. Точно так же и Майдан вызверился на Януковича, видя в нём олицетворение всех своих несчастий, а в его устранении находя залог своего будущего благополучия. Мериться глупостью и вообще самый деструктивный путь - ибо все хороши. А потому я не стану говорить о глупости. Я буду о говорить о том, что её вызывает.
Принято говорить о повстанцах Донбасса как о сепаратистах, и упрекать при этом в отсутствии мирной фазы протестов - мол, злодеи сразу взяли быка за рога и пошли воевать. Но, справедливости ради, сепаратизм 2014-го, помноженный на сепаратизм 1991-го - вообще-то даёт иррендентизм (что всё же несколько иная вещь). А всё то время, пока в Киеве резвились и майданили, а мы - этого не принимали и принимать не хотели - это и было нашей мирной фазой.
Я уже не раз говорил очевидную вещь: в том конструкте, которым является современная Украина, Восток не имеет возможности генерировать собственные дискурсы - он воспринимает либо отвергает то, что ему предлагается. Майдан был Востоком отвергнут. Но Майдан этого не принял во внимание, и решил всё самостоятельно, проигнорировав мнение "совков" и "ваты". А теперь отчего-то удивляется, когда получает "обратку" на своё решение, из которого мы были в одностороннем порядке исключены.
Всё могло бы быть иначе, это да. Но двойные стандарты неизбежно выливаются в конфликт. Не сепаратизм породил гражданскую войну, отнюдь - это гражданская война породила сепаратизм. Потому что уже даже арест захватчиков донецкой ОГА - и не просто арест, а демонстративная отправка гипер-злодеев в Киев - это и уже было объявлением войны.
Когда в одной половине страны захватчики админзданий есть герои, а тут у нас - террористы.
Когда в одной половине страны размахивать флагом ЕС это нормально, а тут у нас российским - преступление.
Когда присутствие на Майдане интернационала есть предмет гордости, а то же самое в Донецке - российское вмешательство.
Когда призывать США и НАТО ввести войска это патриотизм, а просить о том же Россию - предательство.
Когда государственный переворот, сместивший нашего избранника - это революция, а требования автономии - это бунт.
Когда граждане начинают делиться по сортам, и второй сорт записывается в брак, а его мнение игнорируется полностью.
Когда происходит такое, это и есть гражданская война. Война в холодной фазе, которой чтобы сорваться в горячую - достаточно всего-то пары-тройки необдуманных и провокационных решений. Которых и не замедлило появиться.
И не надо рассказывать нам про бандитов.
Если вместо полицейской операции против кучки отморозков присылаются войска, включая бронетехнику и авиацию - народ имеет право бояться, и считать, что это его идут убивать, а не отморозков.
Если против сопротивления бросаются все наличные вооружённые силы, тут уже любая помощь со стороны будет восприниматься с благодарностью, хоть даже от чеченцев, а отморозки начнут восприниматься защитниками.
Если спецслужбы годами нагуливали ультра-националистических радикалов, а теперь бросают всю эту нацистскую грязь против "неправильной" части своего же народа - тогда и авантюрист Стрелков, уголовник Безлер и полоумный Бабай - да, будут героями.
Если в одной половине страны ("своей") собирается разгулявшийся криминалитет, и отправляется в другую половину страны ("чужую") кошмарить местных, лишь бы у "себя" там была тишь и благодать - это вообще-то и есть фашизм.
Можно сколько угодно смеяться над "тупыми ватниками", "обработанными российской пропагандой". Однако же то, что люди не могут выразить своих тревог и страхов иначе, нежели шаблонными ярлыками про "бандеровцев" и "правосеков", ещё не значит, что их тревоги не имеют под собой оснований. На уровне чуйки люди понимают главное - их унизили и растоптали, а теперь хотят и совсем уже раздавить. У них отобрали не только результаты их волеизъявления, но и право на волеизъявление в целом - и не только на сегодня, но и на завтра тоже. А потому люди как смогли, так и восстановили баланс - вместо президентских выборов проголосовав на референдуме. И выразив тем самым вотум недоверия к тем, кто пытается всё решать без них.
И тут уже на организацию референдума, какой бы она ни была несовершенной - плевать. И на то, что это в том числе игры и торги олигархов между собой - плевать тоже. Мнение народа в любом случае было высказано. И это мнение - оказалось несущественным для тех, кому оно было высказано - более того, не только несущественным, но и вовсе несуществующим. После чего говорить и правда что стало не о чем - окончательно и бесповоротно - только воевать, только идти до самого конца, каким бы он ни был.
Впрочем, необратимым процесс стал и ещё раньше - после одесской бойни.
В своё время расстрел "небесной сотни" послужил индульгенцией госпереворота - народ не мог не смести Януковича, и не важно, причастен был тот к расстрелам или нет - это уже никого не волновало. И мы здесь эту индульгенцию обязаны были принять и понять - это ведь кровь, это ведь жизни, это ведь люди.
Однако же и нам после Одессы было не важно, причастна к бойне новая власть или нет - для нас она после этого обязана была уйти. Вместе со всеми своими войсками и танками - не зря в Мариуполе против них люди вышли и вовсе с голыми руками. Но нам индульгенции - оказалось не положено. "Небесная сотня" стала героями, а наши жертвы - "шашлыком из колорадов". И нам тем самым окончательно указали наше место - второго сорта, который права не имеет, и иметь не может, и не будет.
Если это не нацизм, то что это? Если это не повод хотя бы развернуться и уйти (а по хорошему прийти в Киев и вычистить всю эту преступную мразь) - то что тогда повод?
Да, вы можете в результате подавить это сопротивление - столь бестолковое, столь неорганизованное, столь малочисленное, и имеющее столь неприглядное лицо. Вы можете в результате этой вашей АТО убить и посадить в тюрьмы не одну тысячу человек. Вы можете даже спалить пару-тройку городов - для вразумления особо непонятливых. И мы с этим возможно даже смиримся. И даже - и правда что выдохнем, и вернёмся к обычной жизни. И как-то и дальше будем жить вместе, в одной стране. Может быть и такое, да.
Вот только те пацаны с пластмассовыми автоматами, бегающие по детской площадке - они ведь вырастут. Они неизбежно вырастут, и неизбежно же придут спросить своё. Подумайте над этим, господа присяжные заседатели!
Я кончил.