Россия vs Норвегия. Как было, как будет..

Nov 05, 2011 19:35

Я люблю Норвегию. Не до такой степени, чтобы уезжать туда на ПМЖ, но все-таки люблю. У меня там много друзей, мы ведем много профессиональных проектов с норвежской стороной и а конце концов, мне по душе та природа - северная и сбереженная человеком практически в первозданном виде. Да и люди там более доброжелательные к нашему брату - русскому, нежели в некоторых других странах-)) Хотя и в отношениях Россия - Норвегия не все так просто до сих пор.


К чему это я? Наткнулся на довольно интересный исторический очерк о взаимоотношениях наших стран, написанный Томом Кристиансоном (Tom Kristiansen) - старшим научным сотрудником Норвежского института оборонных исследований (Norwegian Institute for Defence Studies, Осло).
Поэтому данный пост больше для любителей истории. Но перед началом прочетния статьи норвежского автора предлагаю вспомнить другую недавнюю историю, произошедшую ровно 6 лет назад (так сказать для последующего сравнения).

Часть 1. Приключения "Электрона".
Эпилог:
«18.00мск 16.10.05, координаты 74°52,6' северной, 36°9,9' восточной, меня атакуют вертолет норвежской береговой охраны и судно АУ313 «Тромсё». КМ Яранцев».

ТЕРМИНЫ НЕ ВАЖНЫ

Валерий Владимирович, это был Поступок?

Назовите мое решение, как хотите: прорыв на Родину, неравный бой, русский бунт... И попрошу не считать мой поступок трусостью и бегством. Я принял решение и вместе с экипажем траулера бился за него до последнего.
На суде меня, капитана рыболовецкого флота, пытались опозорить, прилепив клеймо «браконьер». Я никогда не делал ничего того, что вкладывается в смысл этого слова. Все, кто знает меня, скажут: Яранцев не занимается мелкотой, он работает только по крупной рыбе.

Как начиналась эпопея?
Траулер «Электрон» ловил рыбу в международных водах, свободных от признанного статуса норвежской экономической зоны. Координаты я помню до сих пор, спустя даже четыре года: 76 градусов 30 минут северной широты и 39 градусов 15 минут восточной долготы (плюс-минус пять миль). В этой точке мира действуют Международная конвенция о рыболовстве в Северо-Западной Атлантике, Конвенция об открытом море и Парижский договор о Шпицбергене 1920 года. Все! Больше никаких юридических документов, регламентирующих промысел в этих водах, нет. Есть только некие потуги, предпринимаемые в одностороннем порядке: распространить на этот район Шпицбергена законы континентальной Норвегии.
15 октября 2005 года утром после подъема трала на «Электроне» появились норвежские инспекторы рыбоохраны и береговой охраны. Сначала претензия к нам была одна: почему не подали заявку на вход в 200-мильную рыбоохранную зону Шпицбергена, установленную по королевскому указу с 1 января 2003 года? Но в связи с тем, что Россия этот район такой зоной юридически не признала (как не признал и никто в мире), то никаких заявок на промысел там от нас никогда и не поступает.
Кстати сказать, в договоре по Шпицбергену многие обращают внимание только на строку «признать полный суверенитет Норвегии над островами», не обращая внимания на ее продолжение: «...при условии выполнения всего договора». То есть я как капитан имел полное право не пускать норвежских инспекторов на борт траулера «Электрон». Но в силу сложившейся практики пошел им навстречу, не желая создавать осложнений и препятствий к дальнейшему промыслу. Хотите проверить - проверяйте...

Когда в свободных водах ро­дился этот обычай?
Первая попытка захапать богатейшие рыбные угодья была предпринята Норвегией еще в 1977 году. Но Северный флот на два месяца послал к Шпицбергену военный корабль, и норвежцы притихли. А навстречу «Электрону» даже пограничного катера не выслали... Норвежская экспансия не находит достойного отпора!
То, что в одностороннем порядке декларирует Норвегия, не подпадает под узаконенное международное положение о деятельности на море. Между Россией и Норвегией никаких соглашений насчет этой «зоны» нет. Поэтому мы не можем нарушать то, что не подписывали.

Чем привлек инспекторов именно «Электрон»?
Мне был задан вопрос: не работал ли я на этом судне в мае? Нет, не работал. Этот рейс был моим первым рейсом на «Электроне» и вообще первым промыслом под флагом фирмы «Коре». Дальше началась проверка, которая закончилась фактически провокацией. Мне вручили заранее заготовленный акт, датированный предыдущими сутками: 14 октября 2005 года. Лишь позже, когда стали всплывать документы этих дней, выяснилось, что это была только верхушка айсберга.

Выходит, все происшедшее не было случайной «накладкой»?
В этот день к работе приступило новое правительство Норвегии. Полагаю, что именно к этому событию была приурочена морская спецоперация, в ходе которой предусматривался арест трех российских траулеров в так называемой 200-мильной рыбоохранной зоне Шпицбергена. Первым возле острова Медвежий был арестован траулер «Капитан Горбачев». Второй целью спецоперации стал транспортный рефрижератор «Дмитрий Покрамович». Третьей мишенью - траулер «Электрон». На все три судна норвежской стороной были заготовлены акты, датированные 14 октября. Меж тем задержание российских рыболовных судов в районе архипелага Шпицберген, исходя из Договора о Шпицбергене от 1920 года, Конвеции ООН по морскому праву от 1982 года и позиции России в отношении правового статуса Щпицбергена, является неправомерным. К «Электрону», видимо, еще с весны были какие-то вопросы, и он попал в некий «черный список» Поэтому при первом же удобном случае норвежцы прибегли к репрессивным мерам.

Так как ЖЖ не дал полностью разместить весь текст, поэтому кому стало интересно (а дальше интересней!), то пожалуйста по нижеприведенной ссылке.

Сюда пожалуйста!

Кому интересна хронология того события, пожалуйста сюда.



Норвежское судно береговой охраны W313 "Tromso"



Траулер "Электрон"



Вертолет норвежской береговой охраны над "Электроном". Снимок с борта W313.

Часть 2. Для любителей времен очаковских и покоренья Крыма.
Том Кристиансен: "Русские губят нас; они лишают нас средств к пропитанию":
Русско-норвежские отношения на Крайнем Севере до 1820 г.

Эпилог: ".. норвежцы были слишком бедны и могли ловить рыбу лишь на удочку поблизости от мест своего проживания, но помимо этого, многие из них были "ленивы, погрязнув в нищете и пьянстве".

Север как вызов и источник трений

Почему обширные, бесплодные и по большей части незаселенные приграничные территории между Россией и Норвегией на Крайнем Севере служили причиной конфликтов в до-националистический период истории, в конце XVIII и первых десятилетиях XIX вв.? И почему Россия отстранялась от решения этих конфликтов? В конце концов, нищая и маленькая Норвегия, восстановившая свою государственность лишь в 1814 г., была не в состоянии тягаться с могущественной Российской империей. Наконец, можно задаться вопросом о том, не являлись ли конфликты той эпохи провозвестниками тех вызовов, которые встают перед этим регионом в наше время.

В данной статье предпринимается попытка проанализировать взаимоотношения между Россией и Норвегией в этом почти незаселенном регионе на крайней северной периферии Европы, для которого в первую очередь характерны колоссальные размеры, очень редкое население и исключительно суровые погодные условия. С другой стороны, с течением времени росло понимание того, что регион изобилует такими природными ресурсами, как рыба, полезные ископаемые и морские звери - не говоря уже о нефти и газе, открытых в недавнюю эпоху. Постоянное население Мурманского побережья - от Гренсе-Якобсэльва на северо-востоке Норвегии до мыса Святой Нос при входе в Белое море - составляло в ту пору менее сотни семей. Этот период в истории Крайнего Севера почти не привлекает к себе внимания русских и норвежских историков, несмотря на частые конфликты из-за границ и природных ресурсов, которые регулярно омрачали взаимоотношения между обеими странами на протяжении последних двух столетий. Однако следует подчеркнуть, что эти конфликты никогда не приводили к сколько-нибудь серьезному противостоянию. Некоторые из споров, касающихся границ, природных ресурсов и вопросов юрисдикции, продолжали служить источником заметных разногласий и после Второй Мировой войны. Однако они приобрели многосторонний и международный аспект, совсем не свойственный эпохе от начала XIX в. до межвоенного периода.
В нашей статье будут рассмотрены четыре основные темы. Во-первых, это нерешенные вопросы, связанные с сухопутной и морской границей; во-вторых, проблема недавних русских поселений на бесспорно норвежской территории в Восточном Финнмарке; в-третьих, конфликты между русскими и норвежскими подданными по поводу рыболовных промыслов у побережья Финнмарка; и, наконец, поморская торговля, представлявшая собой разновидность традиционной меновой торговли между русскими- поморами и жителями северной Норвегии.

Так как ЖЖ не дал полностью разместить весь текст, поэтому кому стало интересно (а дальше интересней!), то пожалуйста по нижеприведенной ссылке.

Отсюда

Россия, Норвегия, общество, история

Up