Как завалялась шваль

Jun 30, 2016 21:02


Или история о том, чем занимаются маркетологи в свободное время
Не так давно мы с моим другом и коллегой, Дмитрием Кабановым, решили всерьез рассмотреть возможность запуска собственного видеоканала в Интернете. Мотивация была проста - повышение собственной экспертности и узнаваемости в глазах своей целевой аудитории. Так как мы с Димой предоставляем бизнесу услуги по PR, маркетингу и интернет-маркетингу, то и идея возникла весьма нетривиальная - в простой и непринужденной форме, с юмором рассказывать о том, в чем мы немного разбираемся. А именно - разбирать удачные решения и сложные кейсы, высмеивать кривой дизайн и маркетинг, ну и весело-задорно посвящать людей в тайны маркетинговых коммуникаций.
Опыт, которым можно делиться есть у обоих, опыт публичных выступлений тоже имеется, да и чувство юмора тоже, вроде как, при себе. «Почему бы и нет!?», подумали мы. И даже записали пробное видео с нашим боевым товарищем Евгением Нечаевым, но выкладывать его не стали, решив сначала всерьез разобраться в какую сторону нужно двигаться.
Прежде всего, мы с Дмитрием встретились, чтобы слегка исследовать тот контент, который сейчас наиболее популярен на Ютубе. А заодно понять, кто все эти люди, которые приковывают к себе взгляды сотен тысяч пользователей, и зарабатывает на своих блогах. Мы весь вечер листали топ Ютуба и собирали самые популярные видео в тематические группы. Результат нашего домашнего исследования, конечно же, нас сильно не удивил, но и не обрадовал.
Оказалось, что больше всего в России любят смотреть игровые стримы и обзоры, видео про детей, видео для детей, сюжеты с животными, юмор, видео-рейтинги типа «10 знаменитостей, которые…», или «7 лайфхаков для…», что-то о политике, что-то со «звездами», обязательно ролики в описании которых есть слова «ЖЕСТЬ!» и «ШОК!», и конечно же, «анбоксинг». «Анбоксинг» - это такой жанр, когда на видео, снятом в режиме лайф, кто-то что-то распаковывает. Вы можете купить ребенку игрушку и снимать, как он ее достает из коробки и осваивает, или самому под камерой поразбираться как работает только что купленная вами бытовая техника. Вот все это и есть «анбоксинг», который набрал уже какую-то сумасшедшую популярность во всем мире.
Казалось бы, в результатах нашего микроисследования не было ничего удивительного, ведь всем и так давно понятно, что в Интернете валяется всякий шлак. Но одно дело, когда вы натыкаетесь на мусор там, где не надо и не надо, а другое дело, когда вы открываете главный агрегатор всего видео, которое есть, и смотрите: что же сейчас на пике популярности. И оказывается что этот самый мусор, как раз и есть самый популярный контент, который чаще всего смотрят и даже ищут.
Если объединить в собирательный образ смыслы, блуждавшие в головах людей советских поколений, то получится, скорее всего, название романа Николая Островского «Как закалялась сталь», ну или что-то очень близкое к этому. Но если объединить смыслы, которые генерит и потребляет современный человек посредством Ютуба, то тут по аналогии получится что-то типа «Как завалялась шваль», не иначе. В общем, акценты общественного сознания меняются и продолжают меняться. Если советские женщины уходили от алкоголиков к подкаблучникам, то сейчас все чаще происходит с точностью до наоборот. И это ни хорошо, ни плохо, просто как завещал один из наших бесчисленных вождей: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее».
И, казалось бы, может просто молодежь у нас такая? А нет. По телеку ведь в основном точно такой же мусор, как и в Интернете. Посмотрите хотя бы «Жить здорово» с Еленой Малышевой на «Первом». Для старшего поколения, между прочим, программа. Зато так в пику времени, что ролики с отрывками из нее имеют рекордное количество просмотров на том же Ютубе. Ну, или НТВ: «ШОК!», «ЖЕСТЬ» и «СКАНДАЛ!!!». В общем, тот же шлак, мусор и шваль для всех возрастов и категорий населения. «Совпадение!? Не думаю…»
Но вернемся к нашей идее запустить свой Ютуб-канал. Посмотрели мы и видео экспертов, в близкой к нам теме. Просмотров не много, да и самим экспертам, чтобы привлекать внимание на фоне всего того шлака тоже приходится как-то эпатировать публику. И, честно говоря, это очень нехило так отдает каким-то шутовством. У нас даже возникла мысль о том, что для удовлетворения своих амбиций посредством Ютуба, нам стоит скорее снимать на видео не себя, а моего уссурийского енота Соню. По крайней мере, по одной из категорий она уже точно совпадает с топами просмотров. Но целыми днями профессионально «генерить контент» про енотовидную собаку и зарабатывать с «монетизации» своего канала - это же просто отупеть можно. Более того, чтобы на такое решиться отупеть, скорее всего, еще и нужно. В общем, в души закрались сомнения.
А еще на днях довелось мне побеседовать на тему Интернета и Ютуба с одним очень хорошим тюменским фитнес-тренером Анной Котовой. Мне стало интересно, почему вице-чемпионка России и Восточной Европы по бодифитнесу еще не сделала себе какой-нибудь экспертный канал. Тема ведь витает в голове чуть ли не у каждого. Тем более что у Анны есть весь потенциал: и внешность, и экспертность и даже ораторские навыки. Но, увы. Как оказалась, Анна считает, что постоянно говорить из мониторов и экранчиков профессиональному сообществу особо нечего. Профи и так уже давно знают всё что нужно. А делать так, как делает подавляющее большинство публичных фитнес-тренеров - вещать с Ютуба массам людей, которые далеки от спорта, ей и вовсе не интересно. По крайней мере, у меня возникло подозрение, что факторы, останавливающие людей от такого рода публичности примерно одни и те же. Делать контент под вкус толпы, - занятие неблагодарное, ведь вкус у этой толпы, скорее всего, дурной.
На этой теме мы даже поулыбались с Анной насчет одного местного «фитнес-гуру», который какое-то время практиковал одну бессмысленную и беспощадную как русский бунт традицию. Он предлагал своим клиентам выкладывать в Инстаграм фото еды, которую те не приготовили сами, а собрались съесть где-то, например, в ресторане или кафе. Клиент отмечает в комментарии тренера, а тренер отписывается: можно это есть или нет. Понятно, что вся эта история - маркетинг чистой воды. Если блюдо, заказанное в ресторане, не понравится тренеру, клиент что, будет заказывать новое? Да и понять состав еды и совместимость ее со своей диетой может практически любой человек. И тренер не круглые же сутки с гаджетом. Сколько времени будет клиент пускать слюнки над стынущей тарелкой? Пять минут? Десять? Пятнадцать? Зато все подписчики видят, к кому их друг ходит тренироваться, и как этот тренер о клиенте заботится. Так заботится, что даже каждый прием пищи типа контролирует. В общем, беспощадный Интернет, даже в теме здорового образа жизни превращает экспертность в какое-то шутовство и скоморошество.
Ну а что касается меня и Дмитрия, по понятным причинам, мы решили все-таки не заводить себе Ютуб-канал, по крайней мере, сейчас. Почему? Да потому что не поднимет нам Ютуб экспертность и авторитет, в глазах потребителя. Собственно и результаты, которые получают заказчики наших услуг, так просто видеороликами и не покажешь. Короче говоря, чаша весов склонилась к слову «нет». А Соне я завел страничку в Инстаграме. Адрес: @sonya_tanuki, кому интересно. Зачем? Конечно же, для увеличения количества милоты в информационном пространстве.
На этом у меня всё.
Любви вам, популярности и лайков в ваших Ютубчиках и Инстаграмчиках! ; )
Previous post Next post
Up