Сейчас даже взрослые дяди писают кипятком при виде няшных паровозиков, а я застал еще времена, когда паровозы были основным видом локомотивов, и воспоминания остались не самые приятные.
Где-то до конца 60-х пассажирские поезда из моей родной Воркуты таскали паровозы, включая кучерявый экпресс "Северное сияние" (Воркута-Москва), тогда еще с красивыми фирменными вагонами голубого цвета (позже это баловство отменили). Кстати, воспетого
"курьерского Воркута-Ленинград" в природе не существовало (впрочем, в песне и тундру с "золотою тайгою" путают). В Ленинград ходили только прицепные вагоны к жутко медленному пассажирскому Воркута-Котлас, чуть не трое суток ехать.
Чем же нехороши поезда с паровозами? А вы посмотрите, хотя бы в кино, какая у паровозов тяга из трубы! Дым фигачит со страшной силой, а вместе с ним - мелкие частицы шлака. Это не особо мешает, пока не начинаешь укладываться спать и не подскакиваешь от того, что в постели что-то больно колется. Это они и есть, частицы шлака, твердые и острые. В общем, я быстро научился, что перед сном постель надо тщательно чистить, и был очень рад, когда с переходом на тепловозы эта процедура стала не нужна. Причем эта дрянь проникала даже во вроде бы полностью закрытый вагон, а когда однажды в жаркий день в купе приоткрыли окно, то я потом шлак из постели выгребал в товарных количествах. Ну, и, конечно, у открытого окна стоять было небезопасно. Мне пару раз такая частичка прилетала в глаз - не смертельно, но очень больно.
Между прочим, мне и в кабине паровоза довелось побывать. Недалеко от нашего дома в Воркуте находилась среднего размера грузовая станция, а при ней - отстойник паровозного резерва с парой десятков паровозов. Мне по малолетству было очень любопытно, что у паровозов внутри, и я туда как-то залез. Кабины были закрыты досками, но я нашел дырку. И сильно разочаровался. Фигня какая-то! Прошлый век. Особенно запомнились грубые табуреты с деревянными сиденьями для персонала (подозреваю, у машинистов были интересные профзаболевания). На этом фоне кабина какой-нибудь 21-й "Волги" (да еще с краденым американским дизайном) смотрелась, как космический корабль! Даже поиграть в машиниста в натуральных, так сказать, декорациях не возникло желания, и больше я туда не ходил.
Примерно в то же время, что и паровозы, ушла в историю и другая примета прошлого. Дело в том, что в старых пассажирских вагонах не было никаких титанов, поэтому на любой приличной станции имелся кран с надписью "Кипяток" (часто вделанный в стену станционного здания), и пассажиры на стоянках бежали к нему затариваться. Точно не помню, когда эти краны стали исчезать, кажется, уже в 70-х.
Напоследок вспомню еще одну передовую технологию, которую я застал - гужевой транспорт. По моим воспоминаниям, еще в середине 60-х почти вся мелкая развозка в Воркуте осуществлялась именно им. Телеги, правда, были уже сплошь усовершенствованные - на пневматически шинах. Совсем лошадки пропали где-то к середине 70-х. Если вы думаете, что лошади так задержались только в Воркуте, то читал я как-то мемуары человека, который служил в 60-х в Североморске на одной из первых атомных лодок. Он упоминает, что продукты на лодку на лошади привозили. На атомную.
А вы говорите - смартфоны...