Я - нигериец в возрасте за тридцать. В нигерийских обществе и политике доминируют 3 племени - это хауса, йоруба и игбо. Оба моих родителя из игбо - племени, могу добавить, чьи представители имеют репутацию самых умных в Нигерии.
Я родился и вырос в Лагосе, жил и работал в нескольких штатах Нигерии. Однако я уехал из Лагоса в США, когда мне было 16 лет, и окончил два американских университета. С тех пор я возвращался в Нигерию на длительные периоды времени, но провел более трети своей жизни в Северной Америке.
У нас, нигерийцев, очень простое и прямое отношение к своей расе. Как сказал один из друзей моего отца, мастер кратких изречений: «Мы знаем, что мы - бесполезная раса».
Однако стоит иметь в виду, что такие признания делаются почти исключительно в кругу соотечественников-нигерийцев. Я вспоминаю, как года три назад навещал отца в его доме. Его глаза загорелись, когда его внимание привлекло что-то в телевизоре. Он вытащил свой телефон и показал мне на YouTube
короткое видео, в котором преподобный Джеймс Мэннинг рассказывает о проблемах черных. Отчетливо помню, что его жена сидела рядом со мной, время от времени хлопая в ладоши и кивая в молчаливом согласии практически со всеми пунктами выступления преподобного Мэннинга.
Среди нигерийцев есть то, что повсеместно (но редко открыто) называют «убедительностью белых». Короче говоря, каждый нигерийский руководитель в конце концов смиряется с тем фактом, что, каким бы компетентным он ни был, его нигерийские подчиненные с гораздо большей охотой будут подчиняться азиату или белому.
Одна из моих теток, которая родилась в Нигерии, заработала свой первый миллион в США. Она начинала как уборщица с минимальной зарплатой в центре округа Колумбия. В течение 15 лет после чистки своего первого туалета она посещала вечерние занятия, вырастила трех дочерей, приобрела несколько объектов недвижимости в Вашингтоне и Мэриленде и в итоге зарабатывала более миллиона долларов в год.
Она решила вернуться в Нигерию, и я никогда не забуду ее разочарование поведением среднего нигерийца. Она постоянно описывала наших людей как вялых, немотивированных, хитрых, удручающе медлительных, некомпетентных и «пустых». Когда я попросил ее уточнить, что она имела в виду под словом «пустой», она ответила: «Ну, ты понимаешь, о чем я. Как будто там ничего нет», сказала она, слегка постукивая по виску.
Считается, что колонизация была ужасной вещью для Африки, но я сильно сомневаюсь, что хоть один нигериец рад, что британцев больше нет.
Мой любимый дядя уехал из Нигерии в США около 30 лет назад. На момент его отъезда найра, нигерийская валюта, была почти так же хороша, как британский фунт. По сей день он клянется, что наши найры с готовностью приняли в британском магазине Tesco. Он говорил, что билет в Великобританию обошелся ему не дороже 2000 найр. Сегодня на эти деньги вряд ли можно прилично поесть в Лагосе.
Наши банкноты больше не принимают за пределами страны. У меня в книжном шкафу пылятся найры; мне никогда не удавалось обменять ни в одной стране, где я бывал.
Почти все британское наследие либо деградировало до полной бесполезности, либо просто исчезло.
Например, Королевский колледж Лондона и сегодня является уважаемым учебным заведением.
Королевский колледж в Лагосе (эквивалент средней школы в Америке), основанный в 1909-м году - это школа, в которой я учился. И это катастрофа. Все шесть лет я провел в тесных, переполненных общежитиях, где мы весело общались с крысами. Было обычным делом возвращаться после занятий только для того, чтобы найти человеческие экскременты на этажах общежития, поскольку общие туалеты были слишком грязными, чтобы даже пройти мимо них, а тем более использовать. Понадобился бы очень бесстрашный водопроводчик для преодоления экзотических гор дерьма, просто чтобы добраться до туалетов, не говоря уже о том, чтобы их починить. Школьное футбольное поле превратилось в неофициальный туалет.
Когда некий лидер некой страны называет другие страны, например, Нигерию,
"сраными дырами", это ни в коей мере не расизм. К сожалению, это просто описание.
Заборы в школе обычно ломались, чтобы ученики могли привести проституток на короткое свидание. Не было ничего необычного в том, чтобы ученик ночью испражнялся в густой траве, в то время как другой развлекался с местной женщиной всего в нескольких ярдах от него.
Проживавшие при школе ученики, особенно наиболее уязвимые младшие школьники, часто оставались без еды и питьевой воды. Эти предметы первой необходимости должны были предоставляться за счет школьных сборов, но средства почти всегда незаконно присваивались школьным персоналом. Недоедание было настолько распространенным, что мы с друзьями могли по две недели не испражняться. Питьевой воды иногда было так мало, что мы могли запереть ведро с водой в шкафчике, а к утру обнаружить, что замок сломан.
Сексуальные домогательства к младшим школьникам были сами собой разумеющимися. Единственный способ избежать их - не спать в общежитиях. Некоторые из моих самых теплых детских воспоминаний связаны с тем, как я спал на крышах школьных зданий, чтобы избежать нападений, бил комаров, наблюдал за звездами и обсуждал устройство Вселенной с близкими друзьями. Я был прирожденным рассказчиком, и моим друзьям тоже нравились эти вечера.
Электричество было проблемой в общежитиях, поэтому читать по ночам было невозможно. Я лазил через забор - не воровать и не гоняться за шлюхами, а чтобы найти работающий уличный фонарь. Я вспоминаю, как заканчивал «Побег из Шоушенка» Стивена Кинга при свете уличного фонаря в непосредственной близости от
огромного стеклянного здания, известного как Churchgate.
В Нигерии Королевский колледж считается элитным учебным заведением.
Если бы какой-нибудь крупный британский правительственный чиновник когда-нибудь спросил бы меня, рад ли мой народ тому, что британцы ушли, я бы ответил просто. "Нет, мы не рады. Вернитесь. Пожалуйста." Когда нигериец едет в Великобританию впервые, пусть даже на одну неделю, он возвращается с подчеркнутым британским акцентом, это своего рода выражение признательности по отношению к британцам.
С другой стороны (и я открыто признаю, что здесь есть явное противоречие) практически все нигерийцы и вообще африканцы считают, что бедность и нестабильность в Африке являются следствием эксплуатации европейцами. Если бы не ndi onyi o cha (на игбо - «те белые шкуры»)! Я никогда не видел смысла в этом. Если в Африке есть что взять, почему африканцы не могут грабить ее ресурсы и построить свои собственные развитые цивилизации?
Эта тенденция среди африканцев обвинять других в наших собственных недостатках является совершенно естественным, хотя и нездоровым, механизмом самосохранения. Нельзя из года в год жить среди нищеты, социальной стагнации и безудержной преступности и просто признать, что это, возможно, лучшее, чего может достигнуть наш народ. Гораздо проще и слишком по-человечески перекладывать вину на кого-то другого.
Другая цель демонизации белых - моральное оправдание их грабежа и эксплуатации. Мне не нужно описывать очень многие способы грабежа. Распространенный пример - фиктивные браки для получения грин-карты. В течение многих лет моя собственная семья тщетно пыталась заставить меня «следовать традиции», женившись на akata (сленг игбо для афроамериканцев), чтобы получить «документы». И, конечно, феномен "якорного ребенка" - это эксплуатация, как и массовая миграция в Европу.
Несколько лет назад друг из Нигерии признался, что он годами жил в США, ни разу не заплатив за продукты. Всякий раз, когда к нему подходил продавец магазина в то время, как он катил свою тележку к выходу, он, не останавливаясь, просто начинал агрессивно ругаться на нашем родном языке.
"Вина белых" делает белых легкой добычей. Вот почему белые профессора повсюду отдают предпочтение темнокожим студентам, что равносильно несправедливой дискриминации по отношению к остальным.
Есть что-то необычное в психологии белых. Это можно образно описать как внутренний компас. Благодаря этому внутреннему компасу, белые очень мало нуждаются во внешней силе или наказании. Им не нужно много полиции, поэтому они могут использовать свой потенциал для полезной деятельности, а не на то, что бы надевать форму и размахивать дубинкой.
Отсутствие этого внутреннего компаса является причиной того, что в Нигерии никакая полиция не может обеспечить соблюдение правил дорожного движения. В действительности, большинство сотрудников службы дорожного движения и полицейских регулярно нарушают законы, которые они должны соблюдать (и по-прежнему требуют взятку на каждой случайной остановке).
Хотя этот внутренний компас дает огромные преимущества белому обществу, одним из его недостатков является то, что представители такой внутренней культуры склонны к ужасным мучениям совести, что делает их уязвимыми для манипуляций. Кажется, чувство вины присуще самой западной культуре, чувство вины из-за несоответсвия своим внутренним стандартам.
Хотя рабство было универсальным явлением, которое существовало до США, ни один черный, араб или азиат, кажется, никогда не возлагал вину за него на свою расу.
Я понятия не имею, как далеко в кроличью нору безумия заведет этот суицидальный феномен "вины белых". Я точно знаю, что большинство культур, особенно восточных, почти не страдают от внутренних проблем белых и проявляют нулевую терпимость к вымогательству и неэффективности черных.
Суровая правда состоит в том, что для черных белые превратились в ягнят, практически напрашивающих на убой в мире, полном голодных волков. Мы, черные, привыкли к этой легкой добыче и даже стали зависимы от нее. Что будет с нами, если на смену белым придет менее мазохистская цивилизация?
Я вижу будущее Африки как экономического форпоста или колонии Китая. Мы, африканцы, не обладаем человеческим капиталом в эпоху, когда его требует экономика. Машины на наших улицах не носят африканские названия; они носят имена японских, американских, французских и итальянских автомобильных новаторов.
У нас нет другой крупной промышленности, кроме добычи природных ресурсов, и наша элита тратит доходы на предметы роскоши, получаемые от других цивилизаций. Мы превращаем наши единственные активы в быстро обесценивающиеся иностранные безделушки и развлечения.
Естественным образом, ресурсы Африки снова будут эксплуатироваться цивилизацией, в данном случае китайской, которая экономически и технологически превосходит нашу. В следующие 40 лет влияние Китая будет огромным, а китайцы, в отличие от белых, не сочувствуют выходкам Black Lives Matter.
Я сомневаюсь, что африканцы когда-либо признают реальность нашего тяжелого положения. Я не думаю, что средний нигериец осознает, насколько серьезна проблема. В глубине души мы знаем, что наша страна не функционирует, но каково решение? Только эмиграция, столько, сколько смогут принять другие страны. Таким образом, наша проблема становится мировой.
Мой перевод из
A Nigerian’s View of Race.
На фото - королева Елизавета II инспектирует нигерийские войска в 1956-м году.
Еще по теме:
Что китайские студенты думают о расах