Поразительно, люди, готовившие этот материал на "Свободе" , не удосужились даже заглянуть, не две, а почти все главные книги Пайпса переведены на русский язык и не раз издавались в России.
Самой первой его книге "Образование Советского Союза: коммунизм и национализм", - изданной в 1954-м году, Он последовательно проводил мысль о нелегитимности коммунистической власти, об искусственности Советского Союза как унитарного государственного образования, созданного путем принуждения и насилия, о том, что его ждет та же судьба, что и Российскую империю в 1917-м. Так и произошло - в 1991 году СССР распался, а вместо него появилось 15 новых государств, в том числе и Россия.
...Крах СССР вознес Пайпса на вершину его карьеры, сделав мировой знаменитостью в полном смысле этого слова. Газеты разных стран наперебой печатали интервью с ним, не говоря уже о приглашениях выступить с лекциями. Триумф Пайпса заставил на некоторое время замолчать даже самых непримиримых его оппонентов.
А перед этим, в США историк - всегда стоял особняком. Левая профессура, задающая тон в американских университетах, все эти годы противостояла Пайпсу. Камнем преткновения была оценка Октября 1917-го: Пайпс видел в нём преступный заговор кучки авантюристов, захвативших государственную власть, а его оппоненты - социальную революцию. В отличие от Пайпса, оппоненты рассматривали и Советский Союз как стабильное государство, реализовавшее свой особый модернизационный проект, призывали к конвергенции, сближению с коммунистическим режимом и приветствовали разрядку. Поэтому распад СССР для них стал полной неожиданностью.
"Пайпс ненавидит Россию" - это утверждение не раз можно было слышать от американской профессуры. Даже те его коллеги, которые в той или иной мере разделяли его взгляды, опасались с ним общаться. "Помню, - почти всегда я ужинал в одиночестве, а это американцам несвойственно" вспоминал Он. Неприятие Пайпса достигло апогея, когда он стал советником президента Рейгана по вопросам СССР и Восточной Европы.
В СССР ему Признание пришло вместе с "Перестройкой". В конце 1980-х - начале 1990-х годов Пайпс был исключительно популярен. Чего стоит один факт приглашения его - единственного иностранного специалиста - в качестве эксперта на Конституционный суд над КПСС летом 1992 года. Если же подойти непредвзято, то придётся признать, что Пайпс - один из немногих специалистов по России с наиболее трезвым взглядом на её прошлое и настоящее. Он проводил различие между властью, оккупационной по своему характеру, и народом, приспособившимся жить в условиях, когда влиять на власть практически невозможно. Своё разное отношение к власти и простым людям Он объяснял неоднократно, в том числе и в своей книге "Я жил. Мемуары непримкнувшего".
В книге "Русский консерватизм и его критики". В ней Он объясняет, почему так укоренена в истории России традиция авторитаризма и почему так много выдающихся русских мыслителей поддерживали и обосновывали самодержавие. Ответ на вопрос, как включить общество в дела государства и тем самым обеспечить стабильное эволюционное развитие страны, предлагали консерваторы, к которым симпатизировал автор.
Пайпс - был категорический противник революций. Он был уверен, что будущее России только на пути создания правового государства и только в условиях интеграции с Западом. Он считал, что Россия должна отказаться от претензий на великодержавие и заняться прежде всего собственным обустройством, - "России не быть великой державой.... Великая держава без правопорядка невозможна".
Да уж, я вроде считал себя достаточно образованным человеком, тем более, что тема мне интересна, но все это прошло мимо меня. Надо почитать. Честно говоря, мне казалось, что это какой-то американский"Николай Злобин" , этакий пожилой Коэн (или как его). Путинский апологет под личиной. Ошибся.
Самой первой его книге "Образование Советского Союза: коммунизм и национализм", - изданной в 1954-м году, Он последовательно проводил мысль о нелегитимности коммунистической власти, об искусственности Советского Союза как унитарного государственного образования, созданного путем принуждения и насилия, о том, что его ждет та же судьба, что и Российскую империю в 1917-м.
Так и произошло - в 1991 году СССР распался, а вместо него появилось 15 новых государств, в том числе и Россия.
...Крах СССР вознес Пайпса на вершину его карьеры, сделав мировой знаменитостью в полном смысле этого слова. Газеты разных стран наперебой печатали интервью с ним, не говоря уже о приглашениях выступить с лекциями. Триумф Пайпса заставил на некоторое время замолчать даже самых непримиримых его оппонентов.
А перед этим, в США историк - всегда стоял особняком.
Левая профессура, задающая тон в американских университетах, все эти годы противостояла Пайпсу.
Камнем преткновения была оценка Октября 1917-го: Пайпс видел в нём преступный заговор кучки авантюристов, захвативших государственную власть, а его оппоненты - социальную революцию.
В отличие от Пайпса, оппоненты рассматривали и Советский Союз как стабильное государство, реализовавшее свой особый модернизационный проект, призывали к конвергенции, сближению с коммунистическим режимом и приветствовали разрядку. Поэтому распад СССР для них стал полной неожиданностью.
"Пайпс ненавидит Россию" - это утверждение не раз можно было слышать от американской профессуры.
Даже те его коллеги, которые в той или иной мере разделяли его взгляды, опасались с ним общаться.
"Помню, - почти всегда я ужинал в одиночестве, а это американцам несвойственно" вспоминал Он.
Неприятие Пайпса достигло апогея, когда он стал советником президента Рейгана по вопросам СССР и Восточной Европы.
В СССР ему Признание пришло вместе с "Перестройкой".
В конце 1980-х - начале 1990-х годов Пайпс был исключительно популярен.
Чего стоит один факт приглашения его - единственного иностранного специалиста - в качестве эксперта на Конституционный суд над КПСС летом 1992 года.
Если же подойти непредвзято, то придётся признать, что Пайпс - один из немногих специалистов по России с наиболее трезвым взглядом на её прошлое и настоящее.
Он проводил различие между властью, оккупационной по своему характеру, и народом, приспособившимся жить в условиях, когда влиять на власть практически невозможно. Своё разное отношение к власти и простым людям Он объяснял неоднократно, в том числе и в своей книге "Я жил. Мемуары непримкнувшего".
В книге "Русский консерватизм и его критики". В ней Он объясняет, почему так укоренена в истории России традиция авторитаризма и почему так много выдающихся русских мыслителей поддерживали и обосновывали самодержавие.
Ответ на вопрос, как включить общество в дела государства и тем самым обеспечить стабильное эволюционное развитие страны, предлагали консерваторы, к которым симпатизировал автор.
Пайпс - был категорический противник революций.
Он был уверен, что будущее России только на пути создания правового государства и только в условиях интеграции с Западом.
Он считал, что Россия должна отказаться от претензий на великодержавие и заняться прежде всего собственным обустройством, - "России не быть великой державой.... Великая держава без правопорядка невозможна".
11 июля ему должно было исполниться 95...
Reply
Reply
Reply
Leave a comment