Мой первый опыт в цифровой схемотехнике.

Sep 21, 2024 06:48



Еще на первом курсе ЛЭТИ я услышал, что существует возможность устроиться на полставки лаборантом в одну из научно-исследовательским лабораторий при кафедрах. Естественно, меня это очень заинтересовало - можно сразу и подработать, и приобщится к специальности. Поэтому, как только начался учебный год на 2-м курсе, я пошел на родную кафедру радосистем выяснять возможность.

Сначала ответ меня разочаровал - сказали, что берут студентов минимум с 3-го курса, да и то только лучших. Я расстроился, но потом кто-то мне посоветовал сходить в лабораторию спортивной радиолектроники при кафедре. Дескать, им срочно нужен лаборант, вдруг возьмут. Я пошел, и познакомился со своим будущим руководителем, старшим преподавателем кафедры и кандидатом наук. Я произвел на него впечатление (приличный радиолюбительский стаж и техникум с отличием по смежной специальности - элетромеханика), и он решил попробовать.

Первое, что мне поручили - делать устройства для связи программируемого калькулятора 15ВСМ-5 с электрической пишущей машинкой ЭУМ-23. Довольно простая штука, несколько цифровых микросхем плюс кучка силовых ключей для управления электромагнитами, но заводского изготовления они были малодоступны, вот и приходилось заниматься кустарщиной. С задачей я справился и впервые познакомился с цифровыми микросхемами, о которых до того не имел практически никакого представления.

После чего мой руководитель предложил заняться намного более сложным прибором - 10-канальным секундомером для спортивных целей. Сейчас сделать такой - проще пареной репы, но тогда (1978-й год) схема содержала целых 60 микросхем, в основном средней степени интеграции. А поскольку мне предстояло этот прибор не только собрать, но и наладить, то схему пришлось изучать серьезно. По ней я понял и основные принципы работы цифровых устройств.

Просидев над схемой несколько дней и вполне в ней разобравшись, я начал ощущать некоторое смутное неудовлетворение - что-то в схеме мне не нравилось. С такими мыслями я вечером заснул, а когда утром проснулся, то у меня в голове уже был готовый план - как схему переделать, чтоб ее существенно упростить. Пошел к руководителю, тот сначала очень удивился, но потом признал мою правоту и предложил мне самому нарисовать новую схему. С этим пришлось немного повозиться, но в конце концов я ее сделал - первую схему цифрового устройства в моей жизни. Получилось 45 микросхем вместо 60.

Между прочим, исходную схему секундомера делал не кто-нибудь, а признанный корифей нашей кафедры в области проектирования цифровых устройств. Через полтора года, на 4-м курсе, я слушал его лекции по теме. К тому времени я уже знал, что главное в цифровой схемотехнике - это не теория, а мозги, и они у меня есть.

P.S. Знаете, зачем были нужны 15ВСМ-5 и ЭУМ-23? В 70-х годах в СССР появились станции наземной навигационной системы "Чайка" (скомуниженная у американцев LORAN-C), предшественницы спутниковых. Станции появились, но вот приемоиндикаторы для этой системы были большим дефицитом. Один из первых в стране был разработан на нашей кафедре, его в штучных количествах делали силами производственных мастерских ЛЭТИ и кафедры. Существовал вроде выпускаемый для военных, но тот был секретный и никому больше не доступный. Торговый флот, имевший валюту, мог покупать импортные. А наша кафедральная самоделка пользовалась успехом у остальных. Например, сотрудники кафедры регулярно ездили с этим приемоиндикатором в экспедиции "Севморгео", обеспечивая там навигацию и зарабатывая неплохие деньги. Приемоиндикатор выдавал не готовые координаты, а некий цифровой навигационный параметр, который еще нужно было пересчитывать довольно сложным образом. Для этого и использовался 15ВСМ-5 с подключенной к нему ЭУМ-23. Работало все это довольно хреново, калькуляторы часто отказывали, особенно накопитель на обычной бытовой компакт-кассете, использовавшийся в нем для хранения программы. Пишущие машинки постояно ломались. Приходилось брать и калькуляторы, и машинки в экспедиции с запасом по нескольку штук. Само собой, пользователей это не радовало, но другой доступной техники в СССР не было.

интересное

Previous post Next post
Up