Министерство юстиции Джо Байдена выбрало способ разрешения десятилетнего противостояния с основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем путем капитуляции.
В понедельник Ассанж согласился поехать на Сайпан - американский форпост в Тихом океане недалеко от его родной Австралии - где он признает себя виновным по одному пункту обвинения в незаконном получении и раскрытии секретных документов. Ожидается, что там Ассанж будет приговорен к тому же сроку, который он уже отбыл в британской тюрьме после его насильственного выдворения из находящегося в Лондоне посольства Эквадора в 2019-м году. Проделав это, Ассанж не предстанет перед американским правосудием.
Это трагедия, но вы не узнаете об этом, если посмотрите на реакцию на новость со стороны тех недовольных, которые верховодят дискуссиями в социальных сетях. Прощение для Ассанжа было встречено тем, что Washington Post называет «всемирным праздником». Новость о том, что Ассанж столкнется с ограниченными последствиями своей гнусной деятельности, была встречена с ликованием людьми от влиятельных правых, таких как Такер Карлсон и Марджори Тейлор Грин, до крайне левых активистов, включая Медею Бенджамин, Корнелла Уэста и Роберта Ф. Кеннеди-младшего. Хорошо, если бы эта реакция ограничивалась теми, кто профессионально склонен к политическому "аутсайдерству" - теми, кто упивается ненавистью к статус-кво, раздувает манию преследования и из нигилистических побуждений способствует деградации американских институтов. Но это не так.
«Невероятная новость», заявил видеожурналист журнала Reason Зак Вайсмюллер в посте, характерном для тех, кто сохраняет некоторые симпатии к Ассанжу. «Всегда помните, что его «преступлением» была публикация правдивой информации. За это он чуть не умер в тюрьме».
Нет, он этого не сделал.
В 2010-м и 2011-м годах WikiLeaks опубликовал кучу незаконно полученных секретных документов, раскрывающих американские методы, активы и союзников на афганском и иракском театрах военных действий, где военнослужащие США активно участвовали в операциях по борьбе с повстанцами. Его работа выявила афганцев, которые работали напрямую с американскими военнослужащими, и открыла возможность возмездия для них. И они наверняка получили возмездие. Например, Талибан и другие исламистские группировки использовали эти документы для сплочения потенциальных повстанцев и убийства старейшин племен, которые помогали США продвигать свою миссию в Афганистане.
Публикация этой информации, не говоря уже о частных контактах лидеров оппозиции и правозащитников с американскими дипломатами, оказала пагубное влияние на способность Америки строить отношения с местными источниками. Как признался бывший представитель Госдепартамента П. Дж. Кроули, информационные вбросы даже вынудили Соединенные Штаты вывести дипломатический персонал из некоторых горячих точек. «У нас был посол в Ливии, и нам пришлось отстранить его от должности, потому что ему напрямую угрожали головорезы Муаммара Каддафи», сетовал он.
«Преступление» Ассанжа не ограничивалось только публикацией документов, которые явно ставили под угрозу интересы США и предоставляли повстанческим организациям полезную информацию о военных базах, тюрьмах, передвижении американских войск и местных сил безопасности. В первую очередь оно должно было облегчить кражу этих документов.
«Ассанж согласился помочь Мэннингу во взломе пароля, хранящегося на компьютерах Министерства обороны США, подключенных к Secret Internet Protocol Network, правительственной сети США, используемой для секретных документов и сообщений», говорится в обвинительном заключении против Ассанжа. Основатель WikiLeaks якобы помог взломать пароль Министерства обороны, чтобы Мэннинг мог получить как можно больше секретных документов, а затем опубликовал их и рекламировал их содержание. Что просто выходит за рамки компетенции любого журналиста. Это больше похоже на поведение, которого мы ожидаем от враждебной разведывательной сети.
Разумеется, WikiLeaks также был не прочь поработать и с подобными организациями. В 2016-м году организация Ассанжа опубликовала содержимое учетных записей электронной почты высокопоставленных чиновников Демократической партии, которые были получены третьей стороной, имеющей очевидные связи с российской военной разведкой. Именно после этого случая некоторые американские правые присоединились к левым и стали прославлять работу Ассанжа. В последующие годы поддержка Ассанжем этого вмешательства российской разведки неудобно переплелась со смутными представлениями Республиканской партии о «мистификации о сговоре с Россией», которую она теперь считает очень подозрительной. Такие взгляды - это отказ от осмотрительности. Что бы вы ни думали о расследовании и обвинениях Демократической партии в отношении Дональда Трампа и его связей с Москвой, наличие враждебного иностранного игрока, ставящего в неловкое положение Соединенные Штаты и успешно сеющего раздор между их политическим классом и разведывательным сообществом - это не повод праздновать.
Речь о том, чтобы занимаеться не журналистикой - ведением хроники событий - а формировть эти события, чтобы изменить ход американской истории. Многие защитники Ассанжа путают практику лучших репортеров с активизмом. В данном случае это не просто активизм, а преступные действия, направленные на то, чтобы поставить под угрозу интересы США и подвергнуть американских солдат дополнительной опасности.
Возможно, требовать от американских журналистов проявления хотя бы толики патриотизма - это слишком много, но не слишком много требовать от них соблюдения законов, призванных обеспечить безопасность американских мужчин и женщин в форме. Мы, безусловно, должны ожидать, что исполнитель американских законов в Белом доме вершит правосудие в интересах американских солдат и их помощников по всему миру, пострадавших от действий Ассанжа. Увы, эти ожидания, по-видимому, слишком высоки.
Мой перевод из
Julian Assange’s Plea Deal Is a Tragedy. Ссылки см. в оригинале.