Здесь есть окна от пола до потолка, кафе, где подают чай матча, а также бесплатные занятия йогой и танцами. Каждый месяц сотрудники собираются на тренинги по тимбилдингу, где пьют пиво, катаются на картингах и играют в боулинг. Это не Google. Это швейная фабрика во Вьетнаме.
Азия - мировая «фабрика» и источник большей части товаров, которые покупают американцы. Однако возникла серьезная проблема, молодые люди в Азии в большинстве случаев не хотят работать на фабриках. Именно поэтому фабрика, занимающаяся пошивом одежды, пытается сделать своё производственное помещение более привлекательным. В то же время, тревожные сигналы раздаются в западных компаниях, которые зависят от дешевой рабочей силы этого региона для создания доступных потребительских товаров.
На горизонте уже виден закат эпохи дешевой азиатской рабочей силы. Это станет новым испытанием для глобализированной модели производства, которая за последние три десятилетия обеспечила множество недорогих товаров для потребителей по всему миру. Американцы, привыкшие к низким ценам на модную одежду и телевизоры с плоским экраном, скоро могут столкнуться с ростом цен.
«На планете не осталось ни одного предприятия, которое могло бы дать вам то, что вы хотите. Людям придется менять свои потребительские привычки, и брендам тоже», - говорит Пол Норрисс, британский соучредитель вьетнамской швейной фабрики UnAvailable, расположенной в Хошимине.
По словам Норрисса, работники в возрасте от 20 лет, традиционная рабочая сила швейной промышленности, регулярно отсеиваются из программы обучения его компании. Те, кто остается, зачастую работают всего пару лет. Норрисс надеется, что повышение коэффициента «крутости» на рабочем месте может изменить ситуацию. «Все хотят быть Instagram-специалистами, фотографами, стилистами или работать в кофейне», - говорит он.
Азиатские фабрики вынуждены повышать заработную плату и применять порой дорогостоящие стратегии для удержания работников, начиная от улучшения качества питания в столовой и заканчивая строительством детских садов для детей работников.
В этом году производитель игрушек и игр Hasbro заявил, что нехватка рабочей силы во Вьетнаме и Китае привела к росту затрат. Производитель Барби компания Mattel, имеющая большую производственную базу в Азии, также сталкивается с проблемой повышения стоимости рабочей силы. Обе компании повысили цены на свою продукцию. Компания Nike, производящая большую часть своей обуви в Азии, в июне сообщила о росте себестоимости своей продукции из-за увеличения расходов на оплату труда.
«Для американских потребителей, привыкших к тому, что товары составляют определенную и относительно стабильную часть их располагаемого дохода, я думаю, этот фундамент придется перестраивать», - говорит Манодж Прадхан, экономист из Лондона и соавтор книги «Великий демографический разворот».
Начиная с 1990-х годов Китай, а затем и другие азиатские центры обрабатывающей промышленности интегрировались в мировую экономику, превратив страны с бедными фермерами в производственные державы. Такие товары длительного пользования, как холодильники и диваны, стали дешевле. Теперь эти страны-производители столкнулись с проблемой поколений. Молодые работники, более образованные, чем их родители, и опытные в Instagram, TikTok и других социальных сетях, решают, что их трудовая жизнь не должна протекать в заводских стенах.
Определенную роль играют демографические сдвиги. Молодые люди в Азии рожают меньше детей, чем их родители, и в более позднем возрасте, а значит, они меньше нуждаются в стабильном заработке в 20 лет. Бурно развивающийся сектор услуг предлагает возможность менее изнурительной работы в качестве продавцов в торговых центрах и администраторов в гостиницах.
Эта проблема остро стоит в Китае, где безработица среди городской молодежи в июне достигла 21%, несмотря на то, что на предприятиях ощущается нехватка рабочей силы. Транснациональные компании переносят производство из Китая в такие страны, как Малайзия, Индонезия, Вьетнам и Индия. Владельцы заводов в этих странах говорят, что они тоже испытывают трудности с привлечением молодых людей на работу.
По данным Международной организации труда ООН, с 2011 года заработная плата на предприятиях Вьетнама выросла более чем в два раза и достигла $320 в месяц, что в три раза превышает темпы ее роста в США. В Китае с 2012 по 2021 год заработная плата на заводах выросла на 122%.
В начале этого года Нгуен Ань Туан, 25-летний выпускник вьетнамской средней школы, бросил работу механика на заводе автозапчастей в пригороде Ханоя и стал работать водителем мотоцикла в компании Grab, местном аналоге Uber. Он перевозит пассажиров за меньшую почасовую оплату, чем получал на заводе, но говорит, что перемены того стоят, поскольку теперь он сам себе хозяин. По его словам, работа на заводе снова привлечет его только в том случае, если его прежняя месячная зарплата в $400 удвоится.
В прошлом производители могли просто переехать в менее дорогие места. В настоящее время это не так просто. В Африке и Южной Азии есть страны с большим количеством рабочей силы, но многие из них политически нестабильны, не имеют развитой инфраструктуры и подготовленной рабочей силы.
Бренды одежды оказались в затруднительном положении, когда, расширив свою деятельность в Мьянме и Эфиопии, они столкнулись с беспорядками и гражданской войной. Бангладеш была надежной базой для производства одежды, но ограничительная торговая политика и забитые порты не позволили ей добиться больших успехов.
Индия имеет огромное население, и компании, ищущие альтернативу Китаю, расширяют там свое производство. Но даже в Индии руководители предприятий начинают жаловаться на трудности с удержанием молодых работников. Многие молодые люди предпочитают жизнь на ферме, поддерживаемую государственными программами социального обеспечения, или выбирают работу в городах, а не проживание в заводских общежитиях в промышленных центрах. Обученные инженеры покидают заводы ради работы в сфере ИТ.
Владельцы азиатских заводов пытаются сделать рабочие места более привлекательными, в том числе субсидируя детские сады и финансируя программы технического обучения. Некоторые из них переносят заводы в сельскую местность, где люди охотнее занимаются ручным трудом, но это отдаляет их от портов и поставщиков и заставляет приспосабливаться к сельской жизни, в том числе к отсутствию рабочих во время сбора урожая.
Источник