О Нобелевских премиях по литературе.

Oct 07, 2022 00:17



По-моему всем читателям... ну ладно, пусть 99,5% читателей, ясно, что с присуждением Нобелевских премий по литературе происходит какая-то хуйня. Причём происходит не первый год и даже не первое десятилетие.

Очевидно великие и даже гениальные писатели, такие как Толстой, Набоков, Чехов, Борхес, Пруст, Лорка, Валери, Рильке, Ремарк, Чапек, Уэллс, Акутагава, Джойс, Паунд, Брехт, Кальвино, Мишима, Селинджер, Ионеско, Цвейг, Гомбрович, Кортасар, Моравиа, Роберт Фрост, Вирджиния Вульф, Марк Твен, Генри Джеймс, Оруэлл, Ибсен и прочая, и прочая, и прочая - в списке только те, кто уже умер - эту премию не получили.

При этом буквально с самого начала существования премии в число её лауреатов регулярно попадали люди, которых читало 3,5 человека и которые сегодня уже прочно забыты всеми, кроме историков литературы. Та же судьба, очевидно, ждёт и большинство недавних лауреатов.

Почему так происходит?

Если бы все или почти все очевидно крупные и талантливые писатели получали Нобелевскую премию, то количество явно проходных лауреатов можно было бы объяснить тем, что талантов рождается мало и если бы давать Нобеля только явно выдающимся авторам, то в большинство годов премию было бы просто некому присуждать.

Но, поскольку количество действительно выдающихся авторов, обойдённых Нобелевским комитетом, исчисляется десятками, дело явно не в этом.

Например, сегодня живы как минимум несколько очевидных кандидатов на Нобелевскую премию: Томас Пинчон, Мишель Уэльбек, Том Стоппард, Дон Делилло, Маргарет Этвуд - этот список тоже можно продолжить. Все это очевидные претенденты на премию, которых обходят годами и явно сознательно. Невозможно себе представить, что академики не знают этих имён.

Я терпеть не могу Уэльбека, мне не нравится его стиль, а от его отношения к людям меня тошнит, но даже у меня нет ни малейших сомнений в том, что он куда более выдающийся и значимый писатель, чем последняя лауреатка.

Всё это уже давно никого не удивляет, все привыкли и возмущаются уже не очень искренне, без огонька. Или не возмущаются, а, наоборот, пытаются задним числом объяснить, почему неожиданное решение присвоить премию очередному проходному имяреку было на самом деле очень правильным и ожидаемым. Но понять, почему раз за разом происходит подобная хуйня, всё равно интересно.

Я лично думаю, что проблема в том, как устроено присуждение премии.

Нобелевскую премию по литературе присуждает Шведская академия. Если вы думаете, что академия - это сотни академиков, то вы ошибаетесь. В Шведской академии академиков всего 18. Потому что это не шведская Академия наук, а институт, следящий за чистотой языка.

Все 18 членов академии назначаются пожизненно. Раньше их нельзя было исключить даже после скандалов или по их собственному желанию. Члены академии, которые хотели перестать быть её членами, просто переставали посещать заседания, другого выхода у них не было. Это правило изменилось в 2018 году, и исключение из академиков в исключительных случаях стало возможным, в том числе и по собственному желанию. Тем не менее, хотя теперь член Шведской академии может перестать быть таковым, на практике большинство членов остаются таковыми всю свою жизнь. Когда один из них умирает, новых выбирают сами же члены академии.

В результате всего этого Шведская академия является очень узкой группой единомышленников, в которой фактически отсутствует ротация и единомыслие которых с годами пребывания вместе только растёт.

На самом деле то, что теперь можно выходить из академии и исключать её членов делает этот тесный коллектив только ещё теснее: те, кто принципиально не согласен с решениями большинства, уходят, а на их место большинство выбирает себе подобных.

То, что главной миссией академии является забота о чистоте языка, тоже накладывает отпечаток на мировоззрение её членов.

В общем, Нобелевскую премию по литературе присуждает узкая и сплочённая клика, занимающих свои посты пожизненно "высоколобых" интеллектуалов, примерно половина из которых сама является писателями средней руки.

У этой клики явно есть писатели, которых она просто не любит и не будет давать им премию ни при каких обстоятельствах, как бы они её ни заслуживали. Эта клика явно настроена антиамерикански - за последние 50 лет у премии было всего 4 лауреата из США (если не считать Бродского). Нобелевская премия Бобу Дилану при живых Томасе Пинчоне, Доне Делилло, Кормаке Маккарти и (тогда ещё живых) Филипе Роте и Лоуренсе Ферлингетти - не столько признание его литературных талантов, сколько демонстративный плевок в лицо американской литетатуре.

И, главное, 18 человек явно видят своей задачей не фиксировать имеющуюся реальность, награждая премией уже великих писателей - чем и должна по идее заниматься главная литературная премия мира, которой по её статусу положено быть максимально нейтральной - а продвижение авторов, которые по мнению академиков заслуживают этого продвижения, причём не всегда по литературным причинам.

В чём не было бы совершенно ничего плохого - если бы только это была не Нобелевская, а нишевая премия второго ряда.

Но это уже давным-давно никого не удивляют. Наоборот, удивление вызывает, когда премию внезапно дают кому-то, кто по общему мнению действительно её достоин.

Источник

интересное

Previous post Next post
Up