На протяжении многих лет советская литература и советский кинематограф доказывали нам необходимость правильных политических убеждений у гражданина для совершенствования общественной жизни, совершения боевых и трудовых подвигов. На воспитание убеждений были направлены усилия политических организаций: октябрятских звездочек, пионерии, комсомола, Коммунистической партии Советского Союза.
Вроде бы, естественная связь: убежденный человек мотивирован к труду, к совершению общественно одобряемых действий. История великих свершений и малых дел, казалось бы, подтверждала это правило.
Но пришла перестройка, конец 80-х годов, партия стала стремительно сдавать позиции.
Политические убеждения подверглись серьезным испытаниям.
Отвратительное зрелище представляли собой люди, резко изменившие свои политические установки, сжигавшие перед телекамерами свои партбилеты, которые ранее стали залогом их успешной карьеры.
Но и люди, сохранившие верность вчерашним идеалам, тоже выглядели и странно, и смешно.
Статья Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами» была встречена, преимущественно, насмешками. Те же, кто разделяли взгляды Нины Александровны, оставались в меньшинстве и с бессилием наблюдали за развалом любимой страны.
Жизнь взяла свое. КПСС прекратила существование, СССР развалился, социализм остался в прошлом.
И те политические убеждения, с которыми когда-то советские граждане совершали подвиги, сегодня не работают, не вдохновляют, и, по сути, изолируют людей - сторонников коммунистической идеи - от современности.
То есть политические убеждения должны быть адекватны определенной ситуации, а за ее пределами они превращаются в сектантское мировоззрение.
Что значит адекватны определенной ситуации? Это значит, что имеется реальный субъект политической идеологии. Когда Коммунистическая партия вела борьбу за власть, когда в борьбе (внешней и внутренней) вырабатывала курс на построение социализма, тогда коммунистическая идеология была реальностью, поддерживалась широкими слоями населения, далекими от тонкостей и глубин марксистской теории. Как только коммунистический «штаб» ударил «по тормозам», занялся поиском путей отступления, и в народной среде началось брожение, начала падать вера в незыблемые, казалось, идеалы.
Сегодня, несмотря на уверения адептов коммунистической идеи, перспектива левых весьма спорна: теории нет, идеологии нет - повторение мантр полуторастолетней давности не в счет; нет реальных социальных групп, способных провести какие-либо изменения, и так далее (более развернуто в моей небольшой электронной книге:
https://vk.com/club161011678?w=wall-161011678_15%2Fall).
Убеждения, как валюта, должны быть обеспечены реальными политическими механизмами, без которых они являются пустыми уверениями.
Примерно также, как храбрость в войне: советский кинематограф убеждал нас, что мужество и бесстрашие - главные слагаемые нашей Победы. И как-то на втором плане оказывалось «настоящее» главное - наличие современной военной техники в достаточном количестве, потому что Вторая мировая война - это «война моторов», соревнование, в первую очередь, экономик и технологий (но мужество и героизм советских людей, совершенный ими великий подвиг невозможно умалить). А бесстрашие без техники - это индейцы, которых, несмотря на их смелость, уничтожили более технически развитые европейцы.
Неверно думать, что этот текст - апология беспринципности.
В условиях отсутствия политической идеологии единственная адекватная система взглядов - это патриотизм, который не зависит от политических предпочтений. Хотя немало авторов до сих пор считает, что полноценным патриотизм может быть только социалистический-коммунистический, но даже поверхностный взгляд на историю нашей страны, других стран дает нам массу примеров самоотверженных подвигов во имя своего Отечества во все времена, при всех общественных формациях.