Известно, что учение Маркса о социалистической революции и построении коммунистического общества строится на исследовании основного противоречия капитализма: противоречия между общественным характером производства и частнокапиталистическим характером присвоения его результатов.
Как мы знаем, технически сложные продукты изготавливают большие группы людей - рабочих, специалистов, нередко удаленных друг от друга географически - а конечный продукт становится собственностью владельца производства - капиталиста.
Участие все большего числа людей в производстве новых продуктов, изделий делает участие владельца бизнеса «как бы» «неуместным».
Основоположникам марксизма процесс виделся как неуклонный рост квалификации и сознательности трудящихся, инженерно-технических работников, которые на определенном этапе смогут обойтись без воли «хозяина».
Поэтому и социалистическая революция, которая должна была освободить сознательных тружеников от «лишнего звена» - собственника - казалась естественным шагом.
Но на практике оказалось не все так просто. Социалистическая революция состоялась, средства производства, все богатства были национализированы, в стране - в России - власть взяла Коммунистическая партия - партия рабочих и крестьян.
Всё. Оковы спали. Возникли все условия для создания общества свободного труда, невиданного ранее.
В.И. Ленин пишет в своей знаменитой работе «Великий почин»:
«Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя. Капитализм создал производительность труда, невиданную при крепостничестве. Капитализм может быть окончательно побежден и будет окончательно побежден тем, что социализм создает новую, гораздо более высокую производительность труда. Это - дело очень трудное и очень долгое, но оно начато, вот в чем самое главное. Если в голодной Москве летом 1919 года голодные рабочие, пережившие тяжелых четыре года империалистской войны, затем полтора года еще более тяжелой гражданской войны, смогли начать это великое дело, то каково будет развитие дальше, когда мы победим в гражданской войне и завоюем мир?».
Но Советская страна не смогла обеспечить эту самую «новую, гораздо более высокую производительность труда». Запал иссяк. Человеческая природа была недооценена организаторами «нового общества». Строители коммунизма уперлись в ограничения человеческой природы.
Социализм пал по двум основным - внутренним - причинам: а/ он не стал справедливым обществом; б/ он не стал привлекательным обществом.
Основное противоречие капитализма разрешилось, но не столь радикально. И не потому, что не хватило революционеров, а потому, что эффективность производства, организация труда упирается в ограниченность человеческих возможностей. Капитализм показал гибкость, адаптивность, а социализм не смог реализовать свои собственные декларации, воплотить свои идеалы. Социализм оказался идеализацией некоторых сторон общественного развития, которые невозможно реализовать практически.
Сегодня сторонники социалистической и коммунистической идеи продолжают верить в возможность новой социалистической / коммунистической революции, повторяя слова полуторастолетней давности о неизбежности коммунизма.
Но есть одно серьезное НО. Наша реальность стремительно меняется под растущим влиянием автоматизации производства, которая шаг за шагом входит в нашу жизнь.
Автоматизация высвобождает все большее количество работников. По прогнозам, будет высвобождена большая часть работников трудоспособного возраста; С.Б. Переслегин говорит о том, что ненужными станут более 90% трудоспособного населения. Все они будут выключены из процесса производства.
Этим ликвидируется основное противоречие капитализма - производство перестает носить общественный характер. Ликвидируется вместе с большей частью населения.
Характер ликвидации не принципиален: усыпят, погрузят в компьютерный сон, или что-то еще похуже - важно, что люди станут реально ненужными обществу, выброшенными из жизни, опущены до уровня биологической, растительной жизни.
В этом, возможно, парадокс автоматизации: освобождая человека от рутинного монотонного бессмысленного труда, она не развивает человека, а окончательно уничтожает в нем человеческое.
Причем дело не в роботах, не в машинах, а в самих людях. Люди творческие, инициативные, способные к самоорганизации найдут свое место в жизни в любую историческую эпоху, в том числе, в эпоху автоматизации производства.
Люди же, которые не умеют себя занять, которые сами топят себя в вине, в других зависимостях, люди, которым «скучно», как им найти место в мире свободного времени? Зачем им свобода? Об «утилизации» больших масс людей такого типа, похоже, уже подумали...
Если такую ненужную массу поднять на восстание (что, разумеется, нереально), то это будет не революция, возвращающая труду его общественный характер, а грабеж чужой собственности.
Грабеж не может дать результатом справедливое общество: это будет общество грабителей.
Сегодня задача тех, кто беспокоится о будущем, - подготовить людей к возможным трудностям в экономике, научить их учиться, осваивать не одну, а множество специальностей, научить солидарности - умению объединяться в коллективы самоподдержки.
Возможно, создаваемые творческие общности смогут породить новые формы человеческого общежития, укажут путь социального прогресса.
А коммунизм - это иллюзия, тупик, путь, ведущий в никуда.
Другие статьи на эту тему:
Магическое сознание современных коммунистов:
https://igor-peshkov-59.livejournal.com/2071198.html Кто такие «друзья народа» и чем они могут помочь народу:
http://igor-peshkov-59.livejournal.com/2062442.html КОММУНИЗМ КАК ИЛЛЮЗИЯ. Стоит ли сегодня доверять коммунистам:
http://igor-peshkov-59.livejournal.com/2055906.html Будущее в руках слепых: коммунисты и современность:
http://igor-peshkov-59.livejournal.com/2032610.html «Тезисы о коммунизме»
http://igor-peshkov-59.livejournal.com/2001189.html Апрельские тезисы «О Великой революции» часть 1
http://igor-peshkov-59.livejournal.com/1981464.htmlАпрельские тезисы «О Великой революции» часть 2
http://igor-peshkov-59.livejournal.com/1985966.html