ТЕЗИСЫ О КОММУНИЗМЕ: «КОММУНИЗМ НАВСЕГДА ОСТАЛСЯ В ПРОШЛОМ»

May 13, 2017 22:12

1. Коммунизм навсегда остался в прошлом. Он исчерпал себя как идея. Отсутствует субъект осуществления коммунистического проекта: в победившем в мировом масштабе обществе потребления нет класса, заинтересованного в формировании строя на коммунистических началах.
Партии, называющие себя коммунистическими, являются симулякрами - формами без содержания. Коммунизм не может родиться в парламентских баталиях.

2. Ложным является утверждение «Коммунизм - светлое будущее человечества» в силу своего антиисторизма. Идеальное общество невозможно. Всякий исторический период характеризуется борьбой нового со старым. У старого и нового разные системы ценностей, ценностные эталоны. Эта борьба всегда подлинна, бескомпромиссна, жестока.
Представление о будущем идеальном обществе дало повод буржуазным критикам назвать усилия строителей коммунизма «навозом для будущих поколений», то есть одни строят, другие наслаждаются плодами этого строительства.
Реально, каждое поколение решает собственную задачу, имеет собственную миссию, а не является обслугой для еще не рожденных поколений-счастливчиков.
Задача идеологов и пропагандистов - показать эту миссию, а не призывать к погоне за фантомами, призраками.

3. Так же невозможно справедливое общество.
Вопросы справедливого разрешения общественных проблем: распределения материальных благ, трудовых споров и т.д. были как бы делегированы определенным структурам (КПСС, ВЦСПС, МВД), которые имели возможность разрешать их субъективно, по своему усмотрению, не всегда справедливо, и использовали эти возможности, что приводило к росту разочарования, раздражения советских граждан.
Уничтожение эксплуататорских классов не отменило эксплуатацию: эксплуататором стало социалистическое государство, которое оформилось в «новый класс» - партийную и советскую бюрократию, которая и стала могильщиком социализма. Драконом стал убийца дракона.

4. Коммунизм предполагает солидарность всех членов общества. Советский социализм доказал невозможность полной реализации этого принципа.
Социалистическое общество было создано в мобилизационном режиме. Вне режима мобилизации оно показало свою неэффективность.
Созданные в СССР практически равные возможности для всех членов советского общества выявили различный уровень мотивации к труду, к исполнению служебных и общественных обязанностей. Значительный размах приобрели злоупотребления: кражи общенародной собственности, пустая трата рабочего времени, некачественный труд; и в широком масштабе - формирование теневой экономики и организованной преступности.

5. Факт возникновения в СССР, в странах социалистического лагеря теневой экономики говорит о более низкой мотивации ценностей социализма в сравнении с мотивацией экономической, мотивацией потребления.
Отсюда следует, что социализм не получился как общество более высокого организационного уровня.

6. Несостоятельным оказался тезис о сформировании «нового человека», о возникновении новой общности «советский народ».
Представители «новой общности» при падении ограничений советского строя показали чудовищную безнравственность, а некоторые - звериную жестокость.
Большая часть населения бывшего СССР с легкостью отказалась от прежних идеалов, прежних кумиров, что свидетельствует о поверхностном эффекте советской идеологии.
С разморозкой ограничений советского строя наружу вышли межнациональные и межрелигиозные конфликты, доходящие до вооруженных столкновений, массовой гибели людей.

7. Советская пропаганда носила манипулятивный характер, искажала действительность, создавала виртуальный образ общества, под воздействием которого часть людей находится до сих пор.
Не случайно генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов в 1983 году вынужден был признать: «Мы не знаем общества, в котором живем».

8. Эволюция советского строя шла к уменьшению прав трудящихся и интеллигенции, к росту отчуждения советских граждан от вопросов управления обществом. Что создало предпосылки для свержения советского строя в период от 1988 (19 партконференция, отменившая 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС) до 1991 (запрет КПСС, роспуск СССР) годов.

9. Известная фраза: «Кто не был социалистом в молодости, у того нет сердца, а кто остался социалистом в старости, у того нет головы».
За время господства коммунистической идеи (условно 1900 - 1991 годы) социализм в нашей стране решил ряд задач:
усиление прав трудящихся,
всеобщая грамотность,
техническое перевооружение народного хозяйства,
создание производств по выпуску конкурентоспособной научно-технической продукции,
передовые научные, технические, технологические разработки,
многое другое.

10. Требование восстановления социализма в современных условиях есть проявление зависти, которая является основой «грубого коммунизма» - о чем писал К. Маркс в своих «Философско-экономических рукописях 1844 года»:
«…Всякая частная собственность как таковая ощущает - по крайней мере по отношению к более богатой частной собственности - зависть и жажду нивелирования, так что эти последние составляют даже сущность конкуренции. Грубый коммунизм есть лишь завершение этой зависти и этого нивелирования, исходящее из представления о некоем минимуме. У него - определенная ограниченная мера. Что такое упразднение частной собственности отнюдь не является подлинным освоением ее, видно как раз из абстрактного отрицания всего мира культуры и цивилизации, из возврата к неестественной простоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека, который не только не возвысился над уровнем частной собственности, но даже и не дорос еще до нее.
Для такого рода коммунизма общность есть лишь общность труда и равенство заработной платы, выплачиваемой общинным капиталом, общиной как всеобщим капиталистом. Обе стороны взаимоотношения подняты на ступень представляемой всеобщности: труд - как предназначение каждого, а капитал- как признанная всеобщность и сила всего общества.
… Коммунизм a) еще политического характера, демократический или деспотический; b) с упразднением государства, но в то же время еще незавершенный и все еще находящийся под влиянием частной собственности, т. е. отчуждения человека. И в той и в другой форме коммунизм уже мыслит себя как реинтеграцию или возвращение человека к самому себе, как уничтожение человеческого самоотчуждения; но так как он еще не уяснил себе положительной сущности частной собственности и не постиг еще человеческой природы потребности, то он тоже еще находится в плеву у частной собственности и заражен ею. Правда, он постиг понятие частной собственности, но не уяснил еще себе ее сущность.

Положительно, в полноте своего понятия коммунизм определяется Марксом так:
«Коммунизм как положительное упразднение частной собственности - этого самоотчуждения человека - и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства предшествующего развития, возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т. е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, == натурализму; он есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он - решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение».
http://www.hrono.ru/libris/lib_m/marks_ekofil07.html

Речь идет о так называемом всеобщем труде, который является главной потребностью человека для его полной самореализации, труде как высшем проявлении человека, условия для которого созданы для всех членов общества.

Эта задача на сегодняшний момент как минимум неактуальна, а, скорее всего, утопична, так как требует, по сути, создания глобального общества, единого человечества, упразднения наций, народностей. В настоящее время глобализация проводится в интересах группы крупнейших собственников, но не в интересах большинства населения планеты.

11. И сегодня не может и не должна прекращаться борьба за справедливость. Коммунизм не является адекватной формой такой борьбы в современных условиях. Когда-то он вырвал из беспросветной нищеты, непосильного труда и тьмы безграмотности миллионы людей, открыл им светлые перспективы. Их потомки самостоятельно распорядились наследием, завоёванных в жестоких сражениях Гражданской и Великой Отечественной войн.

12. В современных условиях важно решение ряда первоочередных задач:
- сохранение суверенитета страны, укрепление обороноспособности;
- сохранение традиционного общества и традиционных ценностей как формы защиты от манипуляций, противодействия глобализации, стремящейся стереть культуры, страны, языки, самобытность народов;
- сохранение населения от надвигающейся автоматизации производства, которая способна в ближайший исторический период лишить работы более 90% трудящихся;
- адаптация системы образования к условиям информационного общества;
- и другие - этот список носит открытый характер.

Тезисы о Великой революции:
часть 1: http://igor-peshkov-59.livejournal.com/1981464.html
часть 2: http://igor-peshkov-59.livejournal.com/1985966.html

СССР, коммунизм, социализм, история

Previous post Next post
Up