Евгений Минин о моей книге

Aug 19, 2011 14:56





Пора от жажды умереть
И закончить все эти игры

Игорь Панин. Мертвая вода. - М.: Вест-Консалтинг, 2011. - 96 с.

В предисловии к этой книге Дмитрий Быков пишет: «Панин - настоящий поэт, так мне кажется». Это единственное место, где я могу поспорить с Быковым. Потому что там, где ему кажется, я - абсолютно уверен. Поэт своими стихотворными рассуждениями может ввести в заблуждение несведущего читателя, но в данном случае я слишком хорошо знаю, где лирический герой и автор - разные люди, а где полностью совпадают. Игорь пишет от первого лица, пишет честно и искренне, не оглядываясь и не думая о последствиях произнесенного слова, как оно отзовется-аукнется. И если, прикрываясь лирическим героем, Панин может написать

…и чувствую, как скребутся в душе
сотни раз не написанные строки,

то сам автор, зная реалии жизни, в которой надо порой прикусить губу и промолчать, иногда - просто отвернуться, потому что за спиной, возможно, нет никакой опоры, говорит честно и горько:

Заплутав в трех бараках, загибаясь от ханки,
на безлюдье и раком станешь за две буханки.


Книга стихов Игоря мне кажется подобием некоего дневника, тетрадки с записью неожиданно пришедших мыслей, куда он в конце дня, будто этот день последний, выплескивает из себя все эмоции. Обратите внимание - идиллических стихов в книге нет, все на грани срыва голоса, разрыва сердца. Быть Вильгельмом Теллем в современной поэзии - задача непростая, литературная среда кишит пираньями, порой от растерявшегося автора и скелета может не остаться. Но Панин видит цели и бьет без промаха: «Я - не вокруг да около -/ в самое яблочко».

К сожалению, в нынешней системе координат жизни, точки существования для поэта нет - он зависим от обстоятельств, обязан зарабатывать на хлеб: величиной гонораров никого смешить не буду, а часто они вообще отсутствуют. Также необходимо растить детей, нравиться жене и другим женщинам, а процесс сочинительства у поэта непрерывен, и когда одно накладывается на другое, то стихи становятся похожими на боль. Добиваться признания - сложный процесс, у каждого толстого журнала свой контингент печатаемых, государственный институт вообще не имеет статьи для поддержки литераторов (о, где эти творческие отпуска, бытовавшие в советское время?), у каждого жюри - свои кандидатуры и т.д. Поэтому выход один: «...чтобы стать хорошим поэтом -/ нужно умереть».

Но смерть отнюдь не гарантирует последующей знаменитости. Однако Панин не был бы Паниным, если бы не верил в себя, в свою звезду:

…жемчуга да икру я на ситец менял.
Но когда я умру - воскресите меня.

Еще одно ценное качество Панина-поэта - ирония. Присутствуя практически во всех стихах, она создает атмосферу реальной жизни реального человека с его реальными проблемами. Нет пафоса в стихах Панина - все всерьез, и каждый пусть понимает его в силу своей начитанности или… испорченности: «Пора б закончить все эти игры,/ и я кончаю…»

Завершает книгу признанная «неполиткорректной» поэма «Австралия», доставившая в свое время автору немало неприятных минут. И могу добавить - будет доставлять и в дальнейшем. Предварительно процитирую цитату из стихотворения, не входящего в поэму:

Кому был обещан уют?
Как в ритме причудливой джиги,
у стройки нелепо снуют
таджики, собаки, таджики.

Автора надо понимать правильно, а не обвинять во всяческих… «измах». В страну, население которой уменьшается каждый год на миллион человек, идет наплыв людей иных мировоззрений и культурных ценностей. Пример многих стран Европы перед нашими глазами, когда пришедшие в поиске лучшей жизни начинают диктовать хозяевам свои правила игры.

Так вот, эта поэма адресуется апологетам широко разрекламированной в Европе и с позором провалившейся идеи мультикультурности. Хватит, подобно страусам, прятать голову в песок, не замечая того, что финал может оказаться трагическим. И очень страшно за наше будущее, если пророчество автора этой поэмы станет явью:

Побежим позорно, в чине ли, в ранге ли,
потащим добро - на горбу или волоком,
вот тогда станет ясно, о чем трубили архангелы
и по ком звонил колокол.

Удивительное дело, в России эту поэму о возможной гибели «белой цивилизации» под ударами «новых варваров» не заметили. Или попытались не заметить. А вот у нас в Израиле совсем наоборот, сужу по своим друзьям-литераторам, по себе, по местным сайтам и форумам. Ведь мы, если что, первыми испытаем те «прелести», о которых пишет Игорь, поэтому нам явно не до сентиментальных умилений идеями толерантности.

Евгений Минин, Иерусалим
http://exlibris.ng.ru/poetry/2011-08-18/5_thirst.html

Евгений Минин, Мертвая вода

Previous post Next post
Up