Вот что меня умиляет в поэтах и вообще литераторах, так это их умение любой свой неблаговидный поступок представить чуть ли не героизмом, чуть ли не священным долгом, ненавязчиво так требуя аплодисментов от поклонников. Как же дешево стали продаваться русские поэты, если за порцию хинкали, бокал вина и возможность выступить перед аудиторией, половина которой едва ли владеет великим и могучим, готовы косвенно оправдать реальные преступления, совершенные против крохотного народа, который не догадался их умаслить.
Да-да, речь о некоторых поэтах из тех, что привыкли ездить на
поэтические тусовки в Грузию. Нет ничего плохого в том, что любишь халяву. Все поэты любят халяву. Но когда, нахалявившись, вписываешься за убийц, - вот тогда и отношение к тебе совсем иное. И когда известный поэт заявляет
"Дорогие грузинские друзья, я с вами" в тот самый момент, когда эти "друзья" бомбят мирных осетинских жителей и убивают русских миротворцев, то тут остается только руками развести.
Не буду сейчас рассказывать о том, как в Грузии "любят" Россию и ее культуру, как оскверняли памятник Гоголю, как собираются выкидывать из Пантеона гроб Грибоедова и пр. - об этом много говорилось и писалось. Расскажу одну поучительную историю, имеющую непосредственное отношение к теме. Существовал в Тбилиси Дом Смирновой-Россет, писательницы и общественной деятельницы, дружившей с Пушкиным, Жуковским, Гоголем и др. В доме этом был музей, посвященный Пушкину и его современникам. В середине девяностых культурно-патриотическая общественность Грузии, прибравшая дом к рукам, переименовала его в "Кавказский". Вместо портрета Пушкина повесили портрет Джохара Дудаева (а шла война в Чечне, между прочим) и полностью поменяли интерьер. Ну и атмосфера там переменилась соответствующим образом, что уж говорить, если прямо в помещении на ротопринте печатались листовки с антирусскими воззваниями.
Что примечательно: когда чиновники из Минкультуры России приезжали в Тбилиси, их вели в этот самый Дом, где взамен Джохара на сутки вешали портрет Пушкина, возвращали прежний интерьер и клялись в любви к России и ее великой культуре. Чиновники удовлетворенно кивали, Россия затем выделяла деньги на развитие русской культуры в Грузии, а лукавые "культурологи" с благодарностью эти средства принимали. Мило, правда?
И мне хочется спросить у тех, кто ездит в Грузию, а теперь выражает такое горячее сочувствие своим "друзьям": а вы не думаете, что вас просто использовали, как тот интерьер в "Кавказском" доме? Вы что же, всерьез полагаете, что ваши стишки там кого-то интересуют? Что вы являетесь проводниками какой-то там культуры, "связующим звеном" и т. п.? Путешествовать по странам можно. Благодарить за комплименты (пусть и фальшивые) дОлжно. Вся жизнь наша состоит из компромиссов. Но, право, не стоит вот так терять лицо. Помолчите хотя бы. Многое простится русскому поэту: резкость в адрес собрата по перу, критика своей страны, даже украденная строчка. А вот это не простится. Потому что поэт не может зависеть от хинкали. Кушать - может, а так - нет...