Моё выступление на финско-российском форуме

May 27, 2009 00:44

Эмансипация сексуальных и гендерных меньшинств в России имеет ряд общих черт с аналогичным процессом в европейских странах. Однако существуют и особые обстоятельства места и времени, с которыми приходится считаться. Они связаны с состоянием общественного мнения, позицией государства и, не в самую последнюю очередь, с состоянием самого ЛГБТ-сообщества. Именно на перечисленных особенностях хотелось бы остановиться подробнее.

1. Общественное мнение
Отношение широкой общественности к сексуальным и гендерным меньшинствам характеризуется преобладанием эмоциональной составляющей над рациональной. Общественность не только практически ничего не знает, но и не хочет больше знать о жизни и проблемах ЛГБТ-сообщества.

Российское общественное мнение, в целом, сегодня больше ориентировано на архаичные коллективные и патерналисткие, нежели индивидуальные и либеральные ценности, поэтому аппеляция к правам человека явно не работает. Не только гомосексуалы и трансгендеры, но и любая другая малоизвестная, непохожая группа воспринимается как (а) чужая («влияние запада») и (б) социально неполноценная («больные» или «преступники»). При этом дискриминация и униженность таких групп воспринимается как норма и условие сохранения общественного порядка. Соответственно, любые попытки борьбы против дискриминации воспринимаются как покушение на этот самый порядок со всеми вытекающими последствиями.

2. Государство
Российские власти занимают позицию игнорирования и замалчивания проблемы дискриминации по признакам сексуальной ориентации и гендерной идентичности. При такой позиции государства проблема решена быть не может. Так, в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека РФ о нарушениях прав и дискриминации сексуальных меньшинств не говорилось ещё ни разу, не смотря на то, что соответствующие материалы ему неоднократно направлялись.
Сексуальная ориентация и гендерная идентичность не включены в перечень запрещённых оснований для дискриминации, предусмотренных российским уголовным, трудовым и гражданским законодательством. Это создаёт ситуацию, при которой гомосексуалы и трансгендеры фактически не могут рассчитывать на эффективную судебную защиту своих прав, а дискриминация и призывы к дискриминации, разжигание ненависти к гражданам в связи с их сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью практически всегда остаются безнаказанными.

3. СМИ
В России отсутствует дискурс об ЛГБТ-проблематике. Такой вывод можно сделать, проанализировав информацию, которая распространялась российскими СМИ. В сообщениях газет, журналов, информационных агентств и др. почти не поднимались темы гомофобии в обществе и дискриминации по признаку сексуальной ориентации. В основном публикации в СМИ хоть и связанные с ЛГБТ-тематикой по-прежнему скандальны, тенденциозны и, как правило, содержат признаки использования "языка вражды".
Вместо разговора о существующих в российском обществе проблемах нетолерантности по отношению к ЛГБТ, публикации СМИ пестрят заголовками, закрепляющими старые и формирующими новые стереотипы. Внимание в основном уделяется "желтым", скандальным сообщениям, целью публикации которых в большей степени является привлечение читателя и зрителя, а не информирование.
4. ЛГБТ-сообщество
Со времени отмены статьи прошло шестнадцать лет. За это время выросло целое поколение гомосексуалов, непосредственно не сталкивавшихся с уголовным преследованием. На протяжении полутора десятка лет сложились относительно устойчивые социальные связи и субкультурное пространство, в рамках. У значительной части сообщества сформировалось представление о достоинстве своей личности, органической частью которой является и сексуальность, а также потребность в полноценном культурном и социальном самовыражении. Поддерживаемое общественным мнением требование молчать о своей идентичности и вести фактически двойную жизнь все чаще вызывает протест. На этом фоне примерно с середины 2000-х гг. в России началось развитие общественного движения за социо-культурную и правовую эмансипацию людей с иной, чем у большинства, сексуальной ориентацией. Это движение становится массовым, организованным и общенациональным.
Наглядным свидетельством того, что из себя представляет сегодня российское ЛГБТ-движение, стала общероссийская акция «Радужный флэшмоб», прошедшая в Международный день противостояния гомофобии и трансфобии 17 мая, в 40 городах. В одном только Санкт-Петербурге в ней приняли 250 человек. В других городах - в среднем по 10-15 человек. Присутствующие здесь гражданские активисты знают, что сегодня вывести такое количество людей на улицу могут далеко не все общественные движения.
В современной России, таким образом, назрело новое социальное противоречие - между ростом самосознания и общественной активностью ЛГБТ-сообщества, с одной стороны, и ретроградными общественным мнением и государственной политикой. Это противоречие является вызовом как для ЛГБТ-сообщества и всего общества в целом. И разрешать его придется всем вместе.
Есть два возможных решения. Первое - закрепление сегрегации и дальнейшая маргинализация ЛГБТ-сообщества. Такое решение было бы удобно для консерваторов, но оно губительно для общества. Любое общественное движение, загнанное в подполье имеет тенденцию к радикализации. Из гетто выходят революционеры.
Второй путь - интеграция ЛГБТ-движения в гражданское общество через активный диалог между представителями различных групп и субкультур и выработка нового общественного консенсуса.

финско-российский форум, Европа, ЛГБТ

Previous post Next post
Up