Mar 04, 2018 09:33
Лит. марафон. От Мурманска до Чукотки чтят Льва Толстого. Будут читать его, Льва Толстого. Не Достоевского. Как бы Лев Толстой выше. Но почему так?
Первый - всезнающ, ведает, в чём «добро», в чём «зло», читателей оглушает, точно глас Стентора, поученьями. Всемству нравятся «просветители», кто решительно сеет «доброе», кто берёт душу зá руку и ведёт твёрдым шагом к нравственным истинам. Лев Толстой указует, как в целом «добрый» мир нам улучшить.
А Достоевский? Речь его путана, истерична, ибо естественна, а естественность в фальши слабнет. Текст Достоевского есть спрос с Бога, с общества и с души своей. Он вопит от мук встреч с бытием, что стоит моралью, он предвещает, что мир неистинен. Арестант ему, как ни странно, выше и лучше ста добронравных, благопристойных. Текст его топчет гордый наш разум, зиждущий «доброе». Достоевский идёт сквозь мир, как сквозь темень, к Богу. Чтó он для всемства, кое спешит вдаль правильным маршем, пусть марш и в бездну?
Да, Льва Толстого всемство приемлет, власти особо. А Достоевского, что позорит нас и «всеобщие ценности», не приемлют, даже и прячут.
про lorem ipsum,
Достоевский-мыслитель,
властители дум,
эссеистика,
лучшие книги,
мораль инстинктов,
das russentum,
будь безумной,
aere perennius,
русология,
литература,
даосизм,
Достоевский и Ницше,
Лев Толстой,
впасть в Бога,
разум как ограниченность,
лоскутная философия,
разум и мы,
Игорь Олен,
сила косноязычия