Склонность к моральности

Feb 22, 2018 12:17

В  русской опере (и культуре) мало интимного, относящегося к любви и страсти. Страсть для нас - то греховное, что нуждается в санкции, в правке разумом. Не сказать, что не русские оперы исключают сходное, но всегда в этих операх верховодит любовь; у нас она маргинальна в силу тенденции превосходства общего, типа онтологического. Болконский (в «Войне и мире») встретил Наташу - и разошёлся с ней, ибо думал о смысле жизни больше чем надо. Пьер? Он влюбился мельком, в поисках высших неких материй. У Достоевского ни счастливый брак, ни взаимная страсть не явлены; браком, автор уверен, не разрешить проблем, а любовь лишь мешает действию мысли. Славный кн. Мышкин занят не женщиной, поразившей его, как молния, - но и та занята своей нудной непрекращающейся истерикой, не любовью. Нет безотчётных, страждущих по самим себе чувств влюблённости. Нет любви подавляющей, дабы двое влюблённых только и делали, что дарили друг другу страстные арии и томились всю оперу друг по другу.
А вот «Богема» любвеобильна; это прекрасная песнь любви, недолгой, но состоявшейся. И в «Аиде» любовь до гроба! Мы так не любим. Русский мнит, что проблемы вселенского бытия суть главное, а любовь только блуд, потеха. Запад, мол, ветрен, мыслит фривольно; любят? а толку? нет его, толка, чувство вторично. Прежде, мол, темы: Бог, Человек, Мир, Истина, - и вопросы моральные, сóвестные, культурные. Так что в «Б. Годунове» страсть только в сцене подле фонтана - вставленной, кстати, волей советчиков, дабы оперу не свести к пре русских между собой, с поляками и к разборкам власти. Мнишек не любит, Мнишек корыстна; ну, а Лжедмитрий, - если принять, что любит, а не подыгрывает полякам, - хвастает царством, платой за ласку властной Марины; он ищет трона больше, чем чувства. Нет, не «Манон Леско», где любовь продажна, но, тем не менее, де Грие с Манон влюблены друг в друга; опера есть трагический гимн любви per se, а не шабаш смыслов, так, дабы прежде были отечество, царство, социум и подобное, то бишь, комплекс идей, страсть - после. Вот как у русских. Пушкин… Ах, Пушкин. Тьму написал в честь страсти, но… сник в «Онегине», что, казалось бы, про любовь. Чайковский, переложив сюжет, акцентировал страсть. Однако же, не любовь там суть, а разум, правила света. Там любовь - частью в арии Ленского да в письме Татьяны, частью в вокале старого Гремина, вкомпонованных в циклы кредо и философий главных героев. В «Пиковой даме» Германн не любит, но через Лизу хочет добиться денег и выгод. В западной опере двое прежде уверят нас в пылком чувстве, а уж потом всё прочее, что мешает любви… «Алеко»? - светское  эго, последь культуры; всё от морали и предрассудков, не от любви опять же; песня цыгана - это подвёрстка, интерполяция, вроде исповеди Татьяны, вспомним «Онегина». Нет владычества эроса и динамики страсти. В «Царской невесте» та же любовность тенью крадётся в дебрях пороков. Есть и «Князь Игорь»: что за любовь там? Плач Ярославны? песня Кончáковны? - так, фронтиспис к главам сюжета битвы с врагами. Эроса нет. Имеются лишь нырки в любовь, благо эту любовь - пока - в русской опере не свели ещё к оправлениям. Принцип чёток: есть любовь как явление, но идеи - выше; страсть - вещь такая, коей бы спрятаться и таиться, вещь помрачённая, что враждебна совести, долгу, принципам и корням соборности… А, «Руслан и Людмила»? Что сказать о лишённой эроса музыке, представляющей комиксы? В русской опере - казус рьяно упрятываемой любви с обилием о ней дискурсов; вместо страсти транскрипция. Не любов - рефлексия и анализ, сброс эротизма в фильтры моральных и социальных установлений.
Тренд русской оперы - от морали. В русскости по сей день гон личности и презрение к жизни, грубая травля импульсов сердца и поношение образцов, что, мол, срамят лицо государственных ценностей, то есть польз властной своры. Русская опера выдаёт идеи, а между ними - робкая и стесняемая любовь, стоящее у истоков «общество пары» (прото-соборность, этнос эдема). Ложные связи «общества пары» - вот первородный, знаем мы, грех, и в том обвинили женщину вслед патристике, мнившей, что де мы «пали» из-за безудержной тяги к Еве; «зло» из-за женщин, надо их прятать. Общество русских патриархатно, строится на мужских клише исключительно, в чём причина бед. Отвергая эмоции, интуиции и порывы пол-человечества, мы бедним себя и утрачиваем не меньше, чем «благонравная» наша опера.

моральный фильтр, цивилизация, эссеистика, президенты на -ин, аморальные части мира, лучшие книги, установки сознания, мир изначальный, das russentum, так сказал Дамаскин, первородный грех, ностальгия по истине, гипосмия Кремля, идефикция, лоскутная философия, филистер, топ-проза, общие понятия, геи, нравственность как вина, мораль имморализма, livejournal Олен, стяжать дух, шельмы "культуры", контр-культура, инстинкт и идеи, страусы дамы лошади, современный типаж, генерация жизни, эволюция, истина исподволь, гендерные проблемы, музыкальная критика, образованщина, оппозиция как диагноз, социология, мораль Святейшего Патриарха, первородное преступление, жить возвышенным, Вагнер рыдает, Игорь Олен, отчий дом, эрос и логос, переоценка ценностей, peccato originale, метафизика секса, юрский мир, Мухосраново, гендер как есть

Previous post Next post
Up