&

Jan 29, 2018 10:35

Вновь к Августину. Факт, большинство людей отнесут его к психам. Как же: звать в смерть? расхваливать ценность смерти?
О, христиане! В храмовой пышности слушают речь священников, славословящих нравственность, но живому Христу не верят и Августин для них сумасшедший.
Разум излишен, если избрать Христа, Кой резок, бескомпромиссен и призывает в небо. Но человек, постиг Достоевский, хочет другого: не потрясений, детищ свободы, а гарантированных дней жизни как она есть, пусть жалкой, отяготительной. Жизнь всем мила. Но Платон подарил нам царство идей, что значило, что мир плох и что надо спасаться всяческим способом, сочинить, скажем, лучший мир ― и искать его, мир добра, красоты и истин. Дерзко судили падший мир киники: прикрывались лохмотьями и справляли нужду повсюду, так отторгая ценности всемства. Что же взамен? Идеи, коих нельзя коснуться либо использовать, но имевшие бытие столь сущее, что оно заменяло вещную данность. Ведь идеальное в высшей степени есть реальное в высшей степени. В этом соль Христа. Он сулит бессмертие за отвод земного: «не собирайте плотских сокровищ» (Мат. 6, 19). Он принёс нам «не мир, но меч», явив, что земные порядки мало что стоят; Он обещал нам пламя пожаров, дабы спалить их, эти порядки. Он разлучал нас даже с родными, этим принизив этику мира; влёк нас от плотского к надприродному. Он отверг половой порядок, звал к абстиненции (Мат. 19, 12). Он внушал, как Платон, диковины, но давал нам гарантию в их реальности, в том, что мы их получим Божьим обетом.
Всяк христианин должен признать: абстрактное, отвлечённое, к чему звал Христос, есть реальное в высшей степени, ибо истинно. Проницательный Шеллинг, мудрый философ, но и художник, высказал: «Первый шаг к философии и условие, без какого никто не войдёт в неё, - понимание, что вполне идеальное есть реальное в том числе».
Августина счесть сумасшедшим либо фанатиком - всё равно что подобным счесть и Спасителя. Претворённый наказ Христа об отмене случек остановил бы мир; мир бы кончился. Смысл греха первородного (утверждение воли) и искупления (отрицание воли) - высшая истина, утверждал Шопенгауэр, и она составляет суть христианства, а остальное лишь оболочка, частности. Понимать Христа дóлжно символом отрицания воли к жизни как она есть у нас в виде «образа жизни». Вышло, что Августин был прав, клича в царство небесное, но и я был прав, предлагая отправиться с исторической сцены - на идеальную, воспарить к абстракциям как к реальности.
Важно видеть незримое и внимать невнятному.

мораль епископа, эра симулякров, эссеистика, русские мысли, понятия падших, sub specie aeternitatis, первородный грех, Евангелие, сексуальный проект бытия, русология, первородное преступление, этика неба, мудрость мира, бытие как моральный проект, идефикция, христианство в упор, мораль имморализма, Игорь Олен, бытие вне Бога, переоценка ценностей, peccato originale, сексизм разума

Previous post Next post
Up