НеВинные вакханалии

Jul 22, 2012 03:17

Сие громкое название было выбрано Дмитрием Дзюминым (http://vk.com/dzyumin) для поэтических вечеров особого формата.

Обычно же как всё проходит - ищется помещение (в зависимости от направленности, как правило - бар или библиотека), создаётся встреча вконтакте (для особо "продвинутых" ещё иногда используется дайри), заранее создаётся список выступантов (в зависимости от регламента количество может быть разным, мне однажды довелось участвовать в мероприятии с 42 или 45 поэтами, точно уже не помню), в конце полчаса-час традиционно выделяются на "свободный микрофон" для новичков или тех, кто не успел вписаться в основную программу. В итоге народ приходит, слушает, аплодирует с разной интенсивностью, перешёптывается и тихо бухает (если можно). Но сегодня в винотеке D.O.C. на Большой Пушкарской 1 всё было не так.

Во-первых, было выбрано отличное место - красивое, уютное, расположенное в самом сердце исторического Петербурга. В таком месте хочется слушать и читать стихи. Во-вторых, поэтов было - всего два (!), т.е. можно было сконцентрироваться на их творчестве. И в-третьих, что самое главное, после того, как оба отчитали, начался "разбор полётов" - были приглашены специальные люди, ну и плюс, конечно, простым зрителям тоже не возбранялось вставлять свои замечания, задавать вопросы и всячески троллить две творческие натуры.

В этот раз двумя творческими натурами были - Мария д'Эспуар и Иван Гречин. К сожалению, я не поучаствовал в обсуждениях - времени в моём распоряжении было немного и лезть в спор, который неизбежно начался бы, раскрой я рот, я не хотел. Надеюсь, в следующий раз я всё-таки выскажу своё мнение относительно происходящего )

Теперь что касается авторов. Начну с Марии - собственно, она выступала первой, так что это логично. Сама Мария производит впечатление весёлого и несколько бесшабашного человека, который привык добиваться своего. Стихи у неё соответствующие - живые, острые, я бы сказал - с огоньком. Не чурается ненормативной лексики, умело её "вырезая" по ходу чтения (по залу бегал ребёнок), при этом не перебарщивая, т.ч. слушается это вполне органично и адекватно. Основу программы вообще составляли иронические стихи с названиями типа "стёб над %phenomenon_name%". Было одно стихотворение социальной направленности. Помню название - "мы счастливы". Помню, что понравилось. Цитировать не буду, захотите - сами найдёте =)) В целом Мария подкупает тем, что абсолютно не понтуется и не пытается изображать из себя что-то, будучи ничем. Это я не к тому, что она никто, не подумайте - как раз наоборот ) Её стихи хороши технически (в последнее время я стал обращать на это всё больше внимания), выверены стилистически и находятся на вполне приличном уровне. Понравилось мне, правда, не всё - в частности, зачем-то прочитанный длинный монолог про поход в универсам - да, жизненно, но ничего нового я для себя не открыл. Представьте, что вы прочитали длинный монолог о том, как вы утром встаёте, идёте в туалет, а бумага кончилась, идёте в душ, а горячей воды нет и полотенце вы забыли в комнате, потом чистите зубы и вдруг выключают сразу свет и холодную воду, а у вас рот полон зубной пасты. Вот ощущения примерно такие. - ну, и некоторые стихи показались чересчур затянутыми - можно было бы и покороче, благо хлёстко формулировать Мария умеет. Ну да хватит мне к ней придираться, идём дальше.

Теперь Иван Горин. Честно говоря, я сначала решил, что человек прикалывается. Потом я подумал, что это такой стиль - человек специально косит под графомана. Но в итоге оказалось, что нет, не косит. Выношу свой вердикт - искренне не понимаю, почему этого человека назвали поэтом и выпустили читать стихи на публику. Ей-богу, неясно. Неуклюжесть рифм, скачущие ударения - особенно порадовали слова, в которых оно менялось просто чтобы впихнуть куда надо, например, не "кресло", а "кресло" - в сочетании с полным неумением читать свои стихи дают просто убойный эффект. Честно признаюсь, в какой-то момент безумно захотелось встать и уйти, но я решил дотерпеть до обсуждения, которое должно было начаться после выступления Ивана. При этом хотелось бы отметить, что я не являюсь сторонником исключительно классической поэзии, я хорошо воспринимаю белый стих, я люблю стихотворные эксперименты. Но вот чего я точно не люблю, так это бездарности, замаскированной под некий "стиль".

Итак, дотерпел я до обсуждения. Это было самой, пожалуй, вкусной частью вечера - к сожалению, я не смог принять в ней участия. но это поправимо... ) Марию разбирали не очень долго - скорее, это было небольшое обсуждение с ней вопросов "попсовости" и "популярности". Мария сильно порадовала общей разумностью и умением чётко и ясно формулировать мысли. Очень хороший ей вопрос задали, он звучал примерно как "чего вам больше хочется - выступать перед толпой из тысяч людей, которые вас может быть и не слушают, или перед пятью людьми, которым вы правда интересны и которые что-то из ваших стихов вынесут?" От себя скажу, что выбрал бы второй вариант, ну а целиком обсуждение передавать не буду. К сожалению, оно порой перерастало в некоторое подобие базара, который умело пресекался добродушными просьбами Дмитрия (если вы забыли, напомню - это ведущий \ организатор, ссылка вверху) сохранять спокойствие, за что ему огромное спасибо.

Что касается обсуждений Горина, то как раз в этом месте и кроется то, почему я ушёл, не высказавшись. Я просто увидел, что люди в зале воспринимают его, как поэта, с чем был в корне не согласен. Сначала мне показалось, что до обсуждавших дойдёт суть происходящего и они выведут человека на чистую воду. Когда у Ивана спросили, почему у него такие нарочито неряшливые рифмы и вообще насколько он серьёзен в своих стихах, он простодушно ответил, что на 100% серьёзен и пишет так специально. По-другому, видимо, не умеет. Затем следующий вопрос - мол, было ли на вас влияние поэтов минималистов (т.е. людей, которые возвели некую корявость и простоватость строки в стиль), на что последовал не менее честный ответ, что о таких людях он слышит впервые. Тут бы и закончить дискуссию, вроде как всё ясно, но тут одному из критиков пришла в голову "гениальная" мысль - ведь получается, что человек, не имея понятия о минималистах, сам, своим мозгом дошёл до этого, до их стиля! Круто! В этот момент мои глаза как-то сами собой стали вылезать из орбит, рот сам стал раскрываться... Осознав, что, стоя практически рядом с Иваном (у стойки), я выгляжу по-идиотски, я быстренько вышел на улицу, чтобы уже не возвращаться - меня ждала вечерняя Петроградка, которая была куда красивее. В голове крутилась мысль - как эти люди не понимают, что через подобный "стиль" проходили все поэты, и что эти стихи принципиально неотличимы от тех, что пишутся многими в 14-16 лет? Ведь права была одна из критиков, что стихи - "как отвёрткой в уши" - а всё равно пытались найти какое-то зерно, какое-то объяснение...

Однако, надо подвести итог, ибо жутко хочется спать. В целом формат мероприятий - прекрасный, я с удовольствием буду приходить на подобные вечера и активно участвовать в обсуждениях - оно того стоит! Мне действительно жалко, что я не смог досидеть до конца - возможно, я был бы не столь шокирован обсуждением, возможно, оно повернуло в другое русло - кто знает... ) По словам Дмитрия, следующее подобное мероприятие запланировано на конец августа \ начало сентября... Долго придётся ждать, поэтов в Питере много, так что проекту, похоже, суждена долгая жизнь! И это замечательно!

P.S. Отдельное спасибо винотеке D.O.C. за Jaegermeister ))

поэзия, НеВинные Вакханалии

Previous post Next post
Up