шахты - эффективный бизнес на смертях

May 15, 2010 14:50

http://socialism-vk.livejournal.com/529651.html Дмитрий Верхотуров: Уроки катастрофы
...
Метан в "Распадской" мог выделяться из пластов не только в ходе разработки. Как следует из письма горного инженера-геофизика Николая Торгаева, адресованного Аману Тулееву еще в 1998 году, все шахты и карьеры Междуреченска находятся в зоне геологических разломов. При их активизации в ходе подвижек пород или землетрясений, выделяется метан, и возможен залповый выброс газа, который скорее всего и стал причиной первого взрыва в "Распадской".

Горный инженер-геофизик пишет, что шахтоуправления прямо игнорировали физическое состояние горных пород на шахтном поле. В Кузбассе уголь добывается глубоко под землей, в сейсмоактивном районе, и от анализа геофизики пластов зависит жизнь шахтеров и сохранность шахт. Но все исследования Торгаева в 1990-е годы зарубались с одной и той же формулировкой: "нет денег". Между тем, в 1996 году предотвращение взрыва на шахте "Зыряновской" стоило бы 50 тысяч рублей, а только прямые расходы на восстановление добычи составили 50 млн. рублей. Как нетрудно догадаться, работы Торгаева широкого применения не нашли. Шахты же продолжались взрываться.

Следующий эпизод был связан с одной из крупнейших катастроф на кузнецких шахтах, когда в июне 2007 года взорвалась шахта "Ульяновская", и в ней погибло 110 шахтеров. Трагедии можно было бы избежать, если бы вместо устаревшей системы локализации взрывов, основанных на использовании сланцевой пыли (сланцевый заслон), применялись куда более совершенные автоматические системы взрывоподавления-локализации взрывов (АСВП-ЛВ). Суть дела заключается в следующем. Сланцевый заслон - это пассивная система подавления взрыва, когда на ее пути в выработке распыляется под воздействием ударной волны взрыва пыль негорючего вещества. Пламя гаснет и взрыв останавливается. Но эти заслоны неэффективны против метановых взрывов, а также против мощных взрывов с большой скоростью распространения ударной волны. На шахте "Ульяновская", мощный взрыв просто снес все сланцевые заслоны.

АСВП-ЛВ - это устройство, которое силой сжатого воздуха распыляет в выработке пламегасящий порошок, если датчики зафиксировали взрыв. Скорость срабатывания - 15-20 миллисекунд. Устройство ставит мощную завесу, которая способна остановить взрыв со скоростью ударной волны до 800 метров в секунду. На шахте "Ульяновской" было установлено 10 таких устройств, из них пять сработали в запредельных условиях, но все же сбили ударную волну, и за ними ни один человек не погиб. Сланцевые заслоны же никого не защитили.

Казалось бы, получив такое устройство, руководство шахт должно было немедленно оснастить ими все участки, какие только возможно. Но вы ошибаетесь. ФГУП ННЦ ГП-Институт горного дела им. А.А.Скочинского, который внедряет эту систему, встретился с сильным противодействием территориальных сотрудников Ростехнадзора, который всеми силами препятствовал установке этих систем. Доходило даже до демонтажа. В итоге, на шахте "Распадская" не было ни одной такой системы. Были только пассивные сланцевые заслоны. И мы видим, что произошло два взрыва, причем взрыв дошел до поверхности. Пассивные сланцевые заслоны были сметены. Снова десятки погибших шахтеров, хотя уже после катастрофы на "Ульяновской" в 2007 году уже была ясна и оплачена кровью шахтеров неэффективность этих пассивных завес. Сколько еще нужно трупов, чтобы руководство наконец начало использовать более эффективные системы?
...
Не находите ничего общего с еще одной катастрофой? На Саяно-Шушенской ГЭС непосредственно перед катастрофой тоже были рекордные выработки электроэнергии. Но и это еще не все.

В сообщении ИК "Финам" содержится и такая фраза: "В условиях кризиса "Распадская" сократила удельную денежную себестоимость производства тонны концентрата на 40%, до 18,5 долларов, - говорит стратег ИК "Финама" Владимир Сергиевский. - Данный показатель вдвое ниже, чем у "Мечела", и в три раза ниже, чем у "Белона". Эти сведения наводят на невеселые размышления о том, что руководство шахты, должно быть, пошло на рискованные эксперименты со "снижением себестоимости" за счет безопасности. Мы вряд ли узнаем, что именно делалось на "Распадской", но нам достаточно и конечного факта - взрыв подвел жирную черту под этими экспериментами. Пока еще не оценен ущерб, но думается, что в восстановление "Распадской" придется вложить сотни миллионов долларов.
...
В общем и целом, снова встает картина безудержной погони за прибылью, ценой безопасности, ценой жизни шахтеров и спасателей. Та же самая картина, что и на Саяно-Шушенской ГЭС: от родственников погибших пытаются откупиться компенсациями, уже заговорили о том, что "шахту нужно восстановить", и небедный человек - Геннадий Козовой получит, должно быть, щедрое вспомоществование на восстановление. Интересно, обвинят или хотя бы включат в круг подозреваемых его, генерального директора и совладельца шахты, который по всем правилам должен нести ответственность за случившееся? Или почти миллиардер по версии Forbes отделается легким испугом?

Техногенные катастрофы пока что продолжают победный марш по России. К самой большой и самой совершенной Саяно-Шушенской ГЭС, теперь добавилась самая большая и самая совершенная шахта "Распадская". Погоня за прибылью, пренебрежение правилами безопасности, опасные эксперименты шаг за шагом выбивают самые крупные и самые важные узлы промышленной инфраструктуры России. Это уже не теоретическая проблема, а прямой вызов нашему обществу.

http://www.apn.ru/
PS так же писали, что доходы от "распадской" получает Абрамович.

шахтёры, катастрофа

Previous post Next post
Up